Главная Тяжеловозные породы лошадей


| RSS Пятница, 29.03.2024, 00:24
Меню сайта

Категории каталога
Разное [10]
Ветеринария [0]
Породы тяжеловозов [27]
Конные заводы [9]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 518

Статьи о тяжеловозах
Главная » Статьи » Разное

Советской тяжеловозной породе - 40 лет
 
СОВЕТСКОЙ ТЯЖЕЛОВОЗНОЙ
ПОРОДЕ - 40 ЛЕТ
 
В 1952 году было официально признано большое достижение коневодов — утверждена новая порода лошадей — советская тяжеловозная.
Лучшее поголовье этих лошадей (около 1000 кобыл и 700 жеребцов) было сосредоточено в хозяйствах Нечерноземной зоны — в конных заводах Починковском (Нижегородская область) и Мордовском, а также во многих колхозах и совхозах Ярославского, Александровского (Владимирская область), Починковского и Мордовского госплемрассадников.
Новая порода была создана зоотехниками этих хозяйств под руковод¬ством профессора Тимирязевской академии Д. А. Кисловского и старшего научного сотрудника ВНИИ коневодства Д. М. Лебедева на основе использования бельгийских рабочих лошадей — брабансонов.
Вновь созданная порода крупных тяжеловозов отличалась поразитель¬ным разнообразием своих полезных качеств. Это прежде всего отличная работоспособность — богатырская си¬ла, быстрота, выносливость. В 50-е годы трудно было даже представить, что одна лошадь может подобно трактору или грузовику вывезти на приличное расстояние (более 200 м) многотонный груз. Поэтому-то никогда не уменьшалось число посетителей павильона «Коневодство» на ВСХВ в 1954—1959 годах.
Ведь там демонстрировались легендар¬ные рекордисты — жеребец Жребий Починковского завода, который вывез груз весом 16 274 кг (тяговое усилие 475 кг), и жеребец Сатир из колхоза «День урожая» Починковского района, вывезший груз весом 15 453 кг (тяговое усилие 450 кг). И не только огромной силой, но и прекрасной подвижностью обладают советские тяжеловозы. Тот же самый Жребий пробегал рысью 2 км с возом в 1,5 т за 5 мин 30 с, то есть со скоростью примерно 21—22 км/ч.
 Современные лошади уже намного перекрыли достижения прежних ре¬кордистов по всем показателям, 15— 16 т теперь доступны практически каждой лошади, а многим — до 20 т и более. Рекордистка породы кобыла Вятка Мордовского конного завода вывезла груз весом 26,5 т (тяговое усилие 888 кг). А что касается быстроты передвижения, то теперь каждая ло¬шадь этой породы способна доставить шагом воз весом 4,5 т за 13—15 мин на 2 км, а рысью с возом 1,5 т — за 5—6 мин.
Замечательными качествами совет¬ских тяжеловозов являются неприхот¬ливость к условиям содержания, спо¬собность полноценно использовать де¬шевые грубые, сочные и объемистые корма. Благодаря спокойному и урав¬новешенному темпераменту советский тяжеловоз отдатлив и послушен в рабо¬те, и поэтому с ним могут легко управляться дети, женщины и пожилые люди.
 Советские тяжеловозы — это не то¬лько рабочие, но и мясные и молочные животные. Они имеют великолепные мясные формы — длинный, широкий и глубокий мускулистый корпус, живую массу 700—900 кг. Поразительна их скороспелость — жеребята-сосуны да¬ют 2 кг и более суточного привеса и к отъему достигают 350—375 кг. Та¬кой привес жеребят обеспечивается высокой молочностью матерей, проду¬цирующих в сутки до 20 л молока и более. При доении на кумысных фермах многие кобылы дают за лакта¬цию 4—5 тыс. л молока, а от рекорди¬стки Рябины на кумысной ферме Опыт¬ного конзавода ВНИИК было получено 6173 л.
 Высокие показатели хозяйственно по¬лезных качеств советских тяжеловозов были достигнуты в результате много¬летней целенаправленной работы. Огромные усилия и много времени потребовалось затратить, чтобы «осво¬бодить» лошадей выводимой породы от таких серьезных недостатков бра¬бансонов, как сильно выраженная сы¬рость и фризистость (большая оброс¬лость) ног, предрасположенность к за¬болеванию «мокрецами», общая сы¬рость и рыхлость конституции, флегма¬тичный темперамент.
Завоз брабансонов из Бельгии в Рос¬сию начался еще до революции. Но планомерная работа по созданию нуж¬ного типа тяжеловозной лошади нача¬лась лишь после закупки в 1926— 1929 годах в Бельгии, Голландии и Гер¬мании 192 брабансонских жеребцов и 66 кобыл.
К моменту утверждения породы в ней уже сложился своеобразный великолепный тип достаточно крупной, сухой, энергичной лошади. Ее эталоном мог служить рекордист Режим. Однако у части лошадей породы все еще встречались упомянутые недостатки брабансонов, поэтому вопрос о корректировке типа в сторону большей сухо¬сти и улучшения темперамента по сравнению с зарубежными предками не был окончательно снят. В этой работе нередко даже «перегибали палку». Так, в ведущий Починковский конзавод был поставлен и широко использован очень сухой и красивый, но мелкий (158 см) и с плохими ногами жеребец Сокол. Кроме того, зоо¬техник И. А. Анцин ввел в Починки лошадь первого класса, мелкого и про¬стоватого Люсика (от 368 Люсика и Литавры), и отказался от использова¬ния более массивного и крупного элитного сына того же 368 Люсика — Полигона. В Мордовском конзаводе стали использовать некрупных сухих брабано-суффолькских помесей, кото¬рых раньше предполагалось разводить отдельно.
 
 
Жасмин (Эндижен де Лаваль-Жюли де Лагэ) 1932 г.

Эти ошибки пришлось впоследствии выправлять — в Починках повышенной выбраковкой потомства Сокола и осо¬бенно Люсика, а в Мордовском заводе — отбором из потомков брабано-суффольков наиболее крупного, породного и достаточно массивного жеребца Омуля, потенциального родо¬начальника линии, ставшей впослед¬ствии основной своеобразного мордов¬ского типа советских тяжеловозов.
Отрицательно сказалось на советской тяжеловозной породе и необоснован¬ное «освежение» крови при повторном скрещивании с брабансонами, выве¬денными из-за рубежа, а также с не¬родственными жеребцами из колхозных и совхозных племенных ферм. Большинство из них не отвечало завод¬ским требованиям по качеству и типу. Никакого научного обоснования для проведения такого «освежения» не было сделано.
В 50-х годах Главное управление по коннозаводству закупило за  рубежом несколько жеребцов брабансонской породы. В заводы были поставлены три из них. Лучшим был национальный чемпион Бельгии — крупный, довольно гармоничный, очень массивный и очень сырой жеребец Люцифер де Бовуа. Он шесть лет был производителем Починковского завода, но в итоге в завод поступила лишь одна племенная матка. Приплод выводных жеребцов в массе наследовал грубую и сырую конституцию и не находил спроса у покупателей. Однако в 80-е годы, вопреки реко¬мендациям селекционного центра ВНИИК, были закуплены бельгийские тяжеловозы (ардены и брабансоны) и расставлены в лучшие наши заводы. Вновь был получен тот же отрицательный результат, и заводы постарались избавиться от этих производителей.
 
 
Жребий (Режим-Жестокая) 1948 г.

Со второй половины 60-х годов руководство племенной работой с по¬родой в целом начинает осуществлять¬ся селекционным центром ВНИИК со¬гласно разработанным планам селекци¬онно-племенной работы. Прежде всего был сделан глубокий генеалогический анализ породы и дана качественная оценка линий. Сразу же выявилась очень неблагоприятная линейная струк¬тура породы с преобладанием в ней (до 2/3 поголовья) малоценных линий и ге¬неалогических групп. Необходимо было оптимизировать линейную структу¬ру породы, обеспечить преобладание в ней лучших линий — Боже, Жасмина, Флейтиста и Ковбоя — и уменьшить долю второстепенных линий и генеалогических групп (Гарольда, Сокола, Люсика, Меридиана). Особо подчеркивалась необходимость работы с наиболее ценной линией Боже через его лучших продолжателей.
Применение таких селекционных приемов, как регулярная оценка же¬ребцов-производителей, строгий отбор ремонтного молодняка, рациональное, интенсивное использование ценных жеребцов и кобыл, обеспечило выполне¬ние поставленной задачи.
Структура породы в настоящее время оптимизирована — численность представителей   лучших   основных   ли¬ний в ней возросла до 70 %.  В линии Боже  созданы  два  сильных   ответвле¬ния — через Режима и Омуля. Количе¬ство    потомков    Режима    в    ведущем Починковском заводе возросло с 2,5 до 20 %,  и среди них выделился велико¬лепный        производитель        Феномен, 1963 г. р. (поступил в завод в 1975 году), от   которого   было   получено   замеча¬тельное  потомство,  составившее ныне блестящее   племенное   ядро   породы. Здесь впервые в истории породы появились буквально идеальные во всех   отношениях   лошади — их   пред¬ставляют  чемпионы  и рекордисты  породы ВДНХ,  крупные,  прекрасно сло¬женные   Росинка,   1980   г.   р.,   Жнейка, 1976 г. р., и особенно золотисто-рыжий красавец    Рафинад, 1979 г. р. Эти лошади показали выдающиеся результаты по работоспособности, завоевав на всесоюзных соревнованиях звание «Абсолютный  чемпион  тяжеловозов»,  которое присваивается раз в год победителю троеборья.
 
 
Омуль (Бостон-Орхидея) 1961 г.

Теперь в маточный состав Починковского завода входят 31 дочь и 30 внучек Феномена, а среди производителей два его сына — Рафинад, 1979 г. р., и Кофейник, 1981 г. р., а также внук Рафаэль, 1986 г. р. В Мордовском конзаводе тоже используются два отличных сына Феномена — Коростень, 1982 г. р., и Мрамор, 1980 г. р. Как видим, имеются все предпосылки для формирования новой ценной линии Феномена в советской тяжеловозной породе.
Вторая ветвь линии Боже появилась в Мордовском конном заводе, где из числа   брабано-суффольков   был   отобран довольно крупный и очень гармоничный жеребец Омуль, 1961 г. р. Он сыграл почти такую же роль в Мордовском заводе, как Феномен в Починках, оставив большую группу отличных дочерей и немало жеребцов, ставших производителями конных заводов и отделений. Потомство Омуля — это лошади компактного телосложения, среднего роста (160—166 см), крепкой сухой конституции, с высокой плодовитостью и отличными приспособительными качествами. Такой тип лошади, несомненно, представляет большой интерес для породы, ибо повышение плодовитости и жизнеспособности советских тяжеловозов остается актуальной проблемой.
 
 
Рябина (Бард-Рожица) 1969 г.

Высокая результативность такого се¬лекционного направления, ориентированного на форсированное развитие лучшей линии, выразилось в значительном ускорении темпов совершенствования всей породы. Обобщающим показателем ее качественного улучше¬ния является бонитировочный класс. Так, за период с 1974 по 1990 год доля элитных племенных кобыл в породе возросла с 71,1 до 90 %. За последние 15—20 лет создан тип крупной, креп¬кой, массивной, гармонично сложенной лошади правильного экстерьера. Сред¬ние промеры и живая масса племенных жеребцов конных заводов составляют 165,8—177,3—221,0—26,1 см и 891 кг, кобыл — соответственно 163,7— 173,4—202,0—24,3 см и 705 кг.
В этот же период лошади советской тяжеловозной породы неоднократно улучшают рекорды по всем видам испытаний, впервые появляются побе¬дители соревнований и даже абсолютные рекордисты (среди всех 10 тяжеловозных пород лошадей), например жеребец Зубр, который доставил воз весом 4,5 т на расстояние 2 км всего за 11 мин 51,8 с. Только за шестилетний период, с 1981 по 1986 год, в троеборье звание «Абсолютный чемпион тяжеловозов» советские тяжеловозы завоевывали четыре раза: Жнейка, 1976 г. р. (Феномен — Жердь), в 1981 году; Ревизия, 1978 г. р. (Факел — Резина), в 1982 ; Росинка, 1980 г. р., (Феномен — Рессора), в 1985; Рафинад, 1979 г. р. (Феномен — Рессора), в 1986 году.
Высокая эффективность работы по совершенствованию советских тяжеловозов является не только результатом применения научно обоснованной селекционной стратегии, но также итогом большого самоотверженного труда работников конных заводов, энтузиастов своего дела, которые творчески воплощали селекционные идеи в жизнь.
Так,   успехи   Починковского   конного завода были обеспечены коллективом потомственных   коневодов,   руководимых такими замечательными специалистами,    как    селекционер    и    главный зоотехник Нина Ивановна Молотовщикова,    бригадир    маточной     конюшни Ольга Ивановна Якимова, мастер-тренер Николай  Александрович Маруткин.
Получить, хорошо вырастить, провести     тренинг     и     испытать      племенных лошадей, и особенно крупных и массивных потомков Феномена, было нелегкой задачей. Маткам и молодняку завода ежедневно предоставляли активный моцион по замкнутой огороженной дорожке, а жеребцам-производителям — легкую работу, в остальное время лошади находились в варках. В стойловый сезон им обязательно давали пророщенное зерно.
Большой вклад в дело совершенствования советской тяжеловозной породы внесли также Мордовский конный завод и бывший Ярославский госплемрассадник, а затем Ярославская госко¬нюшня. Деятельность Мордовского конзавода особенно эффективной была в период 50—70-х годов, когда его директором был А. Г. Коченов, начконом — А. В. Шингарев, главным тренером — В. Г. Пронин. Это были люди, вложившие в любимое дело всю свою жизнь. Сначала племенной состав Мордовского завода существенно уступал по качеству лошадям Починковского. Но благодаря высокому профессиона¬лизму специалистов и блестящему заводскому порядку хозяйство смогло получить и вырастить ряд выдающихся лошадей. Это прежде всего уже упоминавшийся представитель линии Боже — Омуль, потенциальный родоначальник новой линии. Были получены ценные продолжатели линии Флейтиста: жеребец Миномет, 1956 г. р., который в 1962 году установил рекорд породы по максимальной силе тяги — 796 кг — и дал значительное количество дочерей в маточный состав, а также отличный по типу и экстерьеру жеребец-производитель Эмпирик,  1963 г. р.
Благодаря умелому племенному использованию сырого и грубого выводного брабансона Гезеля фон Горе, 1952 г. р., было получено потомство заводского значения, несколько кобыл поступили в маточный состав. Из их числа была выращена и рекордистка породы по максимальной грузоподъемности Заводь, 1962 г. р., побившая рекорд Миномета в 1968 году (сила тяги 851  кг).
Разведением лошадей советской тяжеловозной породы в нашей стране занимались несколько госплемрассадников. Однако после их закрытия эффективная племенная работа с породой была продолжена лишь в одном из них — Ярославском, благодаря усили¬ям специалистов Ярославской государственной заводской конюшни. В 70-е го¬ды специалистами Ярославского ГПР и затем Ярославской ГЗК, зоотехниками Л. Ф. Кутькиной, И. С. Бородиным, П. И. Олехновичем и др. под руководством директора Г. И. Конюхова, а в последние годы главным зоотехником госконюшни Р. А. Смирновой постоянно осуществлялся весь комплекс селекционно-племенной работы с племенным поголовьем ферм этой зоны. Особой заслугой этих специалистов являются поддержание племенного учета и подготовка материалов для записи лошадей в госплемкниги.
Оценивая в целом современное состояние советской тяжеловозной породы, можно констатировать тот факт, что наши ведущие конные заводы обладают исключительно высокоценным племенным ядром, на основе которого должна быть продолжена работа по дальнейшему совершенствованию этой прекрасной отечественной породы тяжеловозов. Работу следует осуществлять на современном научно-техническом уровне, который предусматривает прежде всего проведение единой планомерной селекционной стратегии под руководством селекционного центра ВНИИ коневодства и организацию централизованного племенного учета в соответствии с требованиями мировых стандартов.
Основные принципы такого учета заложены в новом документе — «По¬ложении о централизованном племен¬ном учете в коневодстве», утвержденном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 17 января 1992 года. Согласно этому Положению, селекционный центр по мере организации системы экспертной идентификации лошадей будет выдавать на них племенные свидетельства. При этом сохраняются принятые ранее основные формы первичного племенного учета в хозяйствах.
Важным элементом централизованного племенного учета является выдача лицензий на заводских производителей, что позволит избежать необосно¬ванного использования в заводах низкокачественных жеребцов.
Одной из проблем работы с советской тяжеловозной породой лошадей является расширение ее племенного ядра путем организации новых конных заводов, так как 250 маток, имеющихся теперь, явно не достаточно не только для полноценного развития породы, но и для выращивания необходимого количества эффективных улучшателей рабочей лошади.
В настоящее время лошадьми советской тяжеловозной породы начали комплектовать Вологодский конный завод, племенная продукция которого должна будет удовлетворять возникший в этой зоне спрос на хорошую крупную и сильную рабочую и племенную лошадь. В интересах современного сельскохозяйственного производства необходима организация заводов по разведению советских тяжеловозов также в центральном и северо-западном регионах страны.
За последние годы очень существенным тормозом в совершенствовании породы советских тяжеловозов стало несоблюдение технологии выращивания. Хронический недокорм, плохая организация пастьбы, отсутствие моциона лошадей, несмотря на наличие всех необходимых для этого условий, общий беспорядок на конюшнях, нарушение в отдельных заводах племенного учета — все это снижает или даже сводит на нет эффективность селекционных мероприятий.
В условиях развивающейся рыночной экономики, создания фермерских хозяйств, возрастающего дефицита средств механизации и горюче-смазочных материалов растет потенциальная потребность в живой тяговой силе.
Имеется спрос на тяжеловозов и со стороны зарубежных потребителей. Крупная (800 кг и более), энергичная, сильная и подвижная лошадь, именно такая, как советский тяжеловоз, все шире используется на Западе для спорта — скоростной фигурной езды в тяжеловесных парных экипажах. И заявки на такую лошадь к нам поступали неоднократно, но не могли быть удовлетворены из-за неготовности заводов поставить кондиционный товар.
Все эти издержки связаны с отсутствием какой-либо организационной работы, объединяющей и направляющей усилия тяжеловозных конных заводов по подготовке и сбыту своей продукции. Международный опыт показал, что наиболее эффективной формой организации племенной работы, централизованного племенного учета и других мероприятий являются ассоциации по работе с конкретными породами.
 
О. Милько, И. Сорокина
Коневодство и конный спорт, 1993,  № 2


Категория: Разное | Добавил: horse35 (07.01.2009)
Просмотров: 4287 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz