Главная Тяжеловозные породы лошадей


| RSS Среда, 25.12.2024, 21:27
Меню сайта

Категории каталога
Владимирские тяжеловозы [6]
Советские тяжеловозы [1]
Русские тяжеловозы [1]
Клейдесдали (Clydesdale) [1]
Шайры (Shire) [1]
Суффольки (Suffolk) [1]
Першероны (Percheron) [1]
Брабансоны (Brabant) [2]
Ардены (Ardennes) [0]
Литовские (Lithuanian Heavy Draft) [1]
Шварцвальдские (Schwarzwalder) [1]
Рейнские (Rhine Heavy Draft) [0]
Тинкеры (Gypsy Vanner) [0]
Ютландские (Jutland) [2]
Новоалександровские [0]
Американские (American Cream Draft) [1]
Бретонские (Breton) [1]
Норики (Noriker) [1]
Булонские (Boulonnais) [1]
Итальянские (Italian Heavy Draft) [1]
Шлезвигские (Schleswiger) [1]
Маракозы (Murakoz) [1]
Австралийские [1]
Голландский тяжеловоз (Dutch) [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 518

Статьи о тяжеловозах
Главная » Статьи » Породы тяжеловозов » Советские тяжеловозы

Советская тяжеловозная порода
 
СОВЕТСКАЯ ТЯЖЕЛОВОЗНАЯ ПОРОДА


И.И.Сорокина, доктор с.-х. наук


    Советская тяжеловозная порода относится к группе крупных тяжеловозов. Выведена она путем скрещивания бельгийских рабочих лошадей - брабансонов с местными лошадьми упряжного типа разнообразного происхождения (помеси першеронов, ардены, битюги). Бельгийская рабочая лошадь - брабансон, - это порода крупных, массивных тяжеловозов, выведенная в Бельгии. Происходит бельгийский тяжеловоз от местной бельгийской лошади, известной с глубокой древности и претерпевшей в процессе исторического развития большие изменения в своем типе - от мелкой широкотелой верховой лошади первых веков нашей эры к рыцарской лошади средних веков и, наконец, к современной тяжеловозной лошади.
   Формирование типа тяжеловозной породы лошадей в Бельгии происходило во второй половине XIX века под влиянием развивающегося интенсивного земледелия и промышленности.
   Племенная работа заключалась в отборе наиболее крупных и массивных местных лошадей без прилития крови других пород. Отбор в этом направлении подкреплялся соответствующими условиями содержания и кормления: племенных лошадей с полутора лет назначали на сельскохозяйственные работы, кормили животных обильно сочными и объемистыми кормами.
Большое значение в типизации породы имели массовые выставки лошадей и организация в 1886 г. студбука.
   Типичный бельгийский тяжеловоз представляет собой крупную, очень массивную лошадь с компактным корпусом. Голова бельгийской лошади большая; шея короткая и толстая, с сильно развитым у жеребцов жировым гребнем; холка широкая невысокая; грудная клетка бочкообразного строения; спина недлинная, широкая, иногда мягкая; поясница короткая, широкая; круп свислый, исключительно хорошо развит в ширину, с пышной мускулатурой, образующей сильно выраженную раздвоенность; живот объемистый; конечности очень массивные; суставы не выделяются, бабки толстые и короткие; копыта большие; оброслость ног густая, но волос не очень длинный, оброслость гривы, челки и хвоста умеренная. Преобладающие масти: рыже-чалая, рыжая, гнедо-чалая и гнедая.
   Темперамент бельгийского тяжеловоза спокойный, скороспелость высокая - к отъему (6-8 месяцев) жеребенок обычно весит 400-500 кг.
   Допускаются значительные вариации лошадей по крупности. Так, например, жеребцов-производителей, представленных на выставку, делят на две категории: ростом выше 166 см и ростом от 160 до 165 см. Причем отнесение к той или иной категории не влияет на оценку лошади. Отдельные экземпляры бельгийских тяжеловозов достигают роста 180 см. Лошадей, имеющих высоту в холке ниже 160 см, относят к группе арденов.
   Специальных испытаний рабочих качеств тяжеловозов в Бельгии не проводят, но племенных лошадей используют на сельскохозяйственных работах. Отбор племенных животных ведут по типу, экстерьеру, качеству движений на шагу и рыси.
   Огромную роль при этом играют систематические выставки лошадей.
   Одна из важнейших характерных особенностей лошадей бельгийской тяжеловозной породы заключается в их способности очень устойчиво передавать свой тип потомству при скрещивании с другими породами. Это качество, а также скороспелость, добронравие и относительная неприхотливость к условиям кормления и содержания обеспечили популярность породы. Так, в Западной Европе тяжеловозы бельгийского типа занимают преобладающее положение среди других тяжеловозных пород.
   В Россиию завоз брабансонов из Бельгии начался еще во второй половине XIX века. Основную роль в формировании породы сыграло успешное племенное использование жеребцов-брабансонов:Боже, бурый, 1919 г., Эндижен де Лаваль, рыжий, 1923 г., Клерон Реми, рыже-чалый, 1910 г. и Полэн де Вер, рыжий в седине, 1921 г.
В связи с незначительным количеством введенных брабансонов, их не только разводили "в себе", но и частично практиковали поглотительное скрещивание брабансонских жеребцов с крупными кобылами упряжного типа.
   Постепенно в Починковском конном заводе Нижегородской области и Мордовском конзаводе республики Мордовия, а также на племенных фермах колхозов Нижегородской, Ярославской, Владимирской областей и в республике Мордовия был создан большой массив лошадей тяжеловозного типа, значительно отличающихся от выводных брабансонов. Эти лошади были значительно суше, гармоничнее, подвижнее и несколько мельче брабансонов.    Такой тип лошадей вполне отвечал требованиям сельского хозяйства. Новая оригинальная порода тяжеловозов получила официальное признание в 1952 г.
   Экстерьерные особенности лошадей советской тяжеловозной породы следующие: голова средняя по величине; шея мускулистая, средней длины или короткая; холка низкая, широкая; спина широкая, иногда мягкая; поясница ровная, широкая; круп раздвоенный, свислый; грудь широкая, с округлыми ребрами; ноги средней длины, достаточно сухие и крепкие, иногда встречается запавшее запястье, косолапость, саблистость и мягкие бабки; оброслость гривы, хвоста и щеток умеренная; копыта правильной формы. Преобладающие масти - рыжая и рыже-чалая, реже встречаются гнедая и гнедо-чалая.
   Конституция советских тяжеловозов крепкая, темперамент спокойный; у отдельных лошадей встречается рыхлость и сырость конституции.
   Промеры жеребцов: 161,5 - 167,2 - 206,6 - 24,7; промеры кобыл: 159,4 - 167,2 - 203,7 - 23,8.
   Средняя живая масса жеребцов 781 кг, кобыл - 654 кг.
   Наиболее крупные животные достигают в весе до 1000 кг.
   В испытаниях на максимальную грузоподъемность на Тамбовском ипподроме, при запряжке лошадей в сцеп полков на колесах с пневматическими шинами и шарикоподшипниками, абсолютный рекорд грузоподъемности установил шестилетний жеребец Форс, который провез груз весом 22991 кг на расстояние 35 м.
   Лошади советской тяжеловозной породы достаточно скороспелы. С 2,5-3 лет они могут выполнять сельскохозяйственные работы, а с 3 лет поступают в воспроизводящий состав.    Жеребята в подсосный период растут исключительно интенсивно, достигая к 6-месячному возрасту 365-375 кг и к одному году 525-540 кг.
   Плодовитость советских тяжеловозов средняя - выход жеребят в конных заводах составляет 65-75 %. Срок племенного использования ограничивается в большинстве случаев 16-17 годами, а отдельные производители и матки давали приплод до 20-летнего возраста и старше.
   Высокая скороспелость, большая живая масса, способность потреблять дешевые объемистые корма характеризуют советскую тяжеловозную породу как очень перспективную для улучшения поголовья при мясном направлении коневодства.
   Кобылы советской тяжеловозной породы отличаются исключительно высокой молочностью. На кумысной ферме ВНИИ коневодства их молочная продуктивность за полную лактацию - 239 дней, составила 3317 л. молока. Максимальная продуктивность получена от кобылы Рябины - 6173 л. за 338 дней лактации.
   При скрещивании советского тяжеловоза с местными малоулучшенными лошадьми уже в первом поколении получается хорошая рабочая лошадь.
   Советская тяжеловозная порода разводится в чистоте по линиям. Наибольшее влияние на развитие породы оказал жеребец Боже - родоначальник лидирующей линии, которая получила развитие через его праправнуков - Омуля и Феномена, родоначальников новых современных линий. Важную роль в породе играют также линии Флейтиста, Ковбоя и Жасмина.
   Наиболее ценное племенное поголовье лошадей советской тяжеловозной породы сосредоточено в Починковском и Мордовском конных заводах.
   Лошади Починковского завода отличаются особенно ярко выраженной породностью тяжеловоза. Они крупные, массивные, с длинным корпусом и крепкими правильно поставленными ногами. В формировании этого завода главную роль сыграли чистопородные, выводные из Бельгии, брабансоны.
   Тип лошадей Мордовского завода формировался не только на основе поглотительного скрещивания брабансонов с помесными лошадьми упряжного склада, но и под влиянием прилития крови лошадей суффолькской породы. Поэтому лошади этого завода среднего роста и компактного сложения. Суффольки придали им сухость, хорошие движения и энергичный темперамент. Наибольшую роль сыграл выводной из Англии суффольк Сюдборн Пионер, рыж., 1914 г.
Советские тяжеловозы имеют широкое распространение в зонах развитого земледелия. Лучшее племенное поголовье сосредоточено в Ярославской, Нижегородской и Владимирской областях.
Перепечатано с сайта:
Категория: Советские тяжеловозы | Добавил: horse35 (06.01.2009)
Просмотров: 2485 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz