В 1935 году широко развертывалась работа по созданию владимирской тяжеловозной породы лошадей. И вряд ли в то время люди даже с самым богатым воображением могли представить, что через 50 лет после утверждения породы существование владимирских тяжеловозов будет поставлено под угрозу. Сильная рабочая лошадь в России была нужна всегда. Но особенно остро такая необходимость возникла в конце XIX века, когда на смену деревянным сохе и бороне пришли тяжелые железные плуги и бороны. С ними уже не могла справиться обычная крестьянская лошадка, хоть и выносливая, но слабосильная, тем более на тяжелых суглинках так называемого Владимирского ополья - нынешних Владимирской и Ивановской областей.
Владимирские тяжеловозы отличаются не только своеобразной красотой экстерьера, но и высокой работоспособностью, выносливостью, неприхотливостью к условиям содержания. Благодаря универсальным рабочим качествам они представляют наиболее желательный тип рабочей лошади. В последнее время необоснованно ослабло внимание к этой породе, что негативно сказалось не только на ее состоянии, но и на индивидуальных качествах племенных лошадей (типе, экстерьере, работоспособности).
В Мстиславском и Куединском конных заводах под руководством селекционного центра ВНИИ коневодства завершена работа по выведению новой линии Свиста в русской тяжеловозной породе, предусмотренная селекционно-племенным планом. Основная задача диктовалась требованиями сельскохозяйственного производства и заключалась в получении укрупненных лошадей массивного сложения, с повышенной грузоподъемностью и достаточно выраженным желательным типом породы. Как известно, существенным недостатком русских тяжеловозов в прошлом являлся их мелкий рост (146 см и менее). Это ограничивало возможности широкого распространения породы в стране, несмотря на такие ценные качества лошадей, как отличная приспособленность к неблагоприятным условиям среды, крепкая конституция, высокая плодовитость.
Гаврилово-Посадский племенной конный завод был организован в 1959 году на базе подсобного хозяйства Гаврилово-Посадской госконюшни по разведению Владимирской тяжеловозной породы лошадей. Упоминание о Государственной конюшне в архивных летописях прослеживается с XVI века. В 1779 году по указу Екатерины II началось строительство типовой конюшни и в этом же году оно было завершено. На конюшне содержались в основном ввезенные из-за границы жеребцы и кобылы клейдесдальской, майорской, суффольской и других пород. Жеребцов-производителей использовали для улучшения местных пород лошадей. Путем подбора конематок к лучшим производителям и тщательного отбора ремонтного молодняка на протяжении нескольких десятков лет выводилась новая порода лошадей, и в 1946 году была утверждена Владимирская тяжеловозная порода.
Голландская тяжеловозная порода выведена в Голландии. Она используется для тяжелых перевозок и сельскохозяйственых работ. Средний рост - около 16 ладоней. Целью тяжеловозного коневодства Голландии является производство крупной, массивной лошади, сильной, крепкого телосложения. У нее должна быть голова с прямым профилем, небольшие подвижные уши, хорошо обмускуленная передняя и задняя часть, прочные копыта и мощные конечности. Движения просторные и легкие. Голландская лошадь должна быть способна к продолжительной тяжелой работе. Масть обычно рыжая, гнедая или серая, иногда вороная.
В зарубежных странах насчитывается около 40 пород тяжеловозов. Однако основу мирового тяжеловозного коневодства составляют лишь немногие из них — это бельгийская рабочая лошадь, першероны Франции, шайры и клейдесдали Англии. Лошади этих пород и производные от них составляют большую часть поголовья тяжеловозов. Только некоторые тяжеловозные породы оригинального происхождения не восходят к этим основным. Из них наибольшее распространение имеют: суффолькская (Англия), ютландская (Дания), норийская (Австрия, ФРГ), бретонская и булонская (Франция), деле, или гудсбрандсдальская, или эстланнская (Норвегия). Менее распространены пуатусская и тяжелая лошадь контуа (Франция), шлезвигская (ФРГ), фрейбергская (Швейцария), северошведская, ирландская тяжелая лошадь, французский арден...
Главной особенностью племенного коневодства в ближайшем будущем должно стать значительное ускорение темпов совершенствования пород лошадей на основе интенсификации селекционного процесса и применения эффективных технологических приемов. Основное назначение лошадей тяжеловозных пород заключается в их использовании в качестве улучшателей в рабочем и, в меньшем объеме, в продуктивном (молочном и мясном) коневодстве. Соответственно этому селекция тяжеловозов должна вестись в направлении совершенствования работоспособности, типа, экстерьера, продуктивных и приспособительных качеств.
Разведение лошадей тяжеловоз ных пород в конных заводах России всегда было основой улучшения рабочих качеств пользовательных сельскохозяйственных лошадей. Именно помеси тяжеловозов составляли лучшую, наиболее работоспособную их часть для нелегких полевых и транспортных работ. Отличные результаты давало и промышленное скрещивание тяжеловозов с рысаками.
Испытаниям тяжеловозов придавали большое значение уже с самого начала появления этих пород в нашей стране. Из исторических документов следует, что первые испытания тяжеловозов относятся к 40-м годам XIX столетия. Обычно их приурочивали к конским ярмаркам. Периодически проводили так называемые возовые испытания на грузоподъемность в различных повозках или в санях с разными нагрузками и на разные расстояния. Иногда во время таких испытаний груз прибавляли, подбрасывая его во время движения лошади.