Интенсификация развития
тяжеловозного коневодства
Сорокина И.И.
Главной особенностью племенного коневодства в ближайшем будущем должно стать значительное ускорение темпов совершенствования пород лошадей на основе интенсификации селекционного процесса и применения эффективных технологических приемов. Основное назначение лошадей тяжеловозных пород заключается в их использовании в качестве улучшателей в рабочем и, в меньшем объеме, в продуктивном (молочном и мясном) коневодстве. Соответственно этому селекция тяжеловозов должна вестись в направлении совершенствования работоспособности, типа, экстерьера, продуктивных и приспособительных качеств. Современное состояние тяжеловозного коннозаводства характеризуется расширенным воспроизводством поголовья, что отвечает задаче интенсификации отрасли и потребностям сельскохозяйственного производства. За последние годы численность племенных лошадей в заводах значительно увеличилась, но не по всем породам одинаково. Количество племенных кобыл русской и советской тяжеловозных пород возросло более чем на 100 % по каждой породе и составило соответственно около 1500 и 340 голов; по владимирской породе маточное поголовье стабилизировалось на уровне 150—160 голов, по першеронам — 50—60 голов. Количественный рост поголовья тяжеловозов в текущей пятилетке будет продолжаться, поскольку спрос на этих лошадей удовлетворяется еще не полностью. Но при этом возникает серьезный вопрос — где и какие породы тяжеловозов должны разводиться. Ареал распространения тяжеловозных лошадей в настоящее время чрезвычайно широк, они используются в большинстве областей как европейской, так и азиатской части страны. В зоне интенсивного земледелия с благоприятными климатическими условиями приоритетное развитие должны получить породы крупных тяжеловозов с высотой в холке 160— 165 см и живой массой 700—800 кг. Это диктуется требованиями экономики (использование повозок повышенной грузоподъемности и усовершенствованных сельскохозяйственных машин) и высоким качеством маточного массива в этих зонах. В зонах с менее благоприятными природно-климатическими условиями, такими как Север европейской части страны, Урал, Белоруссия и другие, где местное поголовье лошадей значительно мельче, оптимальным улучшателем и хорошей рабочей лошадью нужно признать русского тяжеловоза (с высотой в холке 150 см и живой массой 600 кг), обладающего непревзойденными приспособительными качествами и достаточной (для этих зон) крупностью и работоспособностью. Однако за последние годы русский тяжеловоз вышел за пределы этих традиционных для него зон разведения и широко распространился в большинстве областей европейской части страны и в других регионах. Основные причины этого — относительная многочисленность породы (возможность удовлетворить возросший спрос) и неприхотливость русских тяжеловозов. Вместе с тем русский тяжеловоз не только не сможет выполнять роль массового улучшателя в центральных областях Союза, где рабочее поголовье в подавляющем большинстве намного крупнее его (он неизбежно станет «ухудшателем»), но и не везде подойдет как эффективная рабочая лошадь, от которой здесь требуются повышенные тяговые способности. Несоответствие русских тяжеловозов требованиям сельскохозяйственного производства в указанных зонах может отрицательно повлиять на развитие коневодства и в ближайшей перспективе вызвать падение спроса на племенную продукцию и затоваривание заводов, разводящих лошадей этой породы. Совершенно очевидно, что назрела необходимость перераспределения племенных ресурсов тяжеловозов по зонам страны и изменения количественного соотношения крупных и мелких тяжеловозов. В центральных областях страны преобладающими породами должны стать крупные тяжеловозы: советские, владимирские, першероны, литовские тяжелоупряжные. Исходя из имеющихся возможностей и учитывая потребности сельскохозяйственного производства на ближайшую перспективу (текущую пятилетку), можно рекомендовать следующее соотношение пород: по русским тяжеловозам стабилизировать маточное поголовье в количестве 1500 кобыл, по советским увеличить его до 600—700 кобыл, по владимирским— до 300—350, по першеронам— до 100 кобыл. Одновременно было бы целесообразно часть менее ценного маточного поголовья русских тяжеловозов, размещенных в центральной зоне, перекрывать жеребцами советской тяжеловозной породы. Опыт показал, что помеси этих пород обладают достаточно крупным ростом и гармонично сочетают в себе массивность корпуса и хорошее развитие костяка. Согласно инструкции по бонитировке они признаются чистопородными. Один из путей удовлетворения потребности в более крупной лошади — также некоторое укрупнение части поголовья русского тяжеловоза при чистопородном разведении. Создание такого нового укрупненного типа породы вполне реально и осуществляется в настоящее время путем расширенного воспроизводства более крупных лошадей из линии Лазутчика и выведения новой линии Сорванца — Свиста из старой линии Капитэна. Рационализация размещения и количественного соотношения тяжеловозов разных пород в соответствии с потребностями сельскохозяйственного производства явится одним из рычагов интенсификации тяжеловозного коннозаводства и тесно связанного с ним рабоче-пользовательного коневодства. Разведение лошадей тяжеловозных пород, ориентированное на всемерное и полное удовлетворение потребностей сельскохозяйственного производства, ведется по единым планам с использованием метода разведения по линиям, усовершенствованного на основе современного представления о породе, как о динамичной системе. Согласно такому представлению, порода рассматривается как иерархия (соподчинение) линий, в которой роль и значение разных линий определяются их хозяйственной ценностью. Высокая эффективность селекции достигается при этом за счет форсированного развития лучших линий, и особенно лидирующей. В лидирующей линии сконцентрированы наиболее ценные наследственные задатки, благодаря чему она развивается быстрее других линий, опережая их на 2—3 поколения. Отсюда ясно, что при расширенном воспроизводстве и повышении генетического влияния на породу лучших основных линий, и особенно лидирующей, значительно ускоряются и темпы совершенствования всей породы. Прогресс русской тяжеловозной породы связан с форсированным развитием лидирующей линии Лазутчика, советской — с линий Боже через два ее ответвления, через Режима и через Омуля. Эти линии заняли доминирующее положение в породах и составляют от 30 до 40 % поголовья в конных заводах. Ускорению прогресса пород способствует выведение новых линий, которые при оптимальной иерархической структуре создаются, как правило, на базе основных линий. Так, из линий Лазутчика уже выделяется многочисленным потомством новый родоначальник, выдающийся по крупности, типу и экстерьеру жеребец Градус, 1964 г. р. (Соболь — Горбуша). Из старой линии Капитэна выводится новая линия Сорванца — Свиста, представители которой отличаются крупным ростом, массивностью сложения и повышенной работоспособностью. В советской тяжеловозной породе из линии Боже выводится ценная линия Омуля и выделился высоким качеством потомства как возможный родоначальник линии выдающийся жеребец Феномен, 1963 г. р., от которого в заводах продуцирует большое количество элитных маток и пять отличных производителей. Как русская, так и советская тяжеловозные породы, благодаря централизованной планомерной селекционно-племенной работе, имеют в настоящее время достаточно оптимальную иерархическую линейную структуру и характеризуются очень высоким качеством производящего состава в ведущих конных заводах. К сожалению, в ином положении находятся владимирская и першеронская породы, с которыми не ведется координированная племенная работа. Прогресс этих пород замедлен, их структура несовершенна, новые линии не создаются. Вместе с тем эти по роды по своим изначальным качествам не уступают, а по отдельным показателям и превосходят другие породы. Учитывая их достаточно высокую ценность и явный дефицит крупных тяжеловозов, необходимо принять радикальные меры по упорядочению племенной работы и расширению поголовья владимирской и першеронской пород. Одна из важнейших задач народного хозяйства страны — повышение качества всех видов продукции. В тяжеловозном коннозаводстве для решения этой задачи есть все возможности. Это прежде всего высокое качество производящего состава основных тяжеловозных пород, русской и советской, в ведущих конных заводах, подавляющая масса лошадей которых относится к классу элита, и ведение планомерной селекционной работы на высоком уровне. Однако качество выпускаемой заводами племенной продукции не всегда достаточно высокое и за последнее время имеет тенденцию к снижению. Не достигнута и стабильность показателей воспроизводства. Таким образом, генетический потенциал пород реализуется не в полной мере. Главная причина указанных недостатков кроется в нарушении основных зоотехнических норм и приемов содержания и кормления лошадей и выращивания молодняка. Вопрос о состоянии технологии коннозаводства ставился и неоднократно обсуждался на совете по племенной работе с тяжеловозными породами лошадей, а в 1984—1985 годах было подробно изучено и доложено на совете (А. Песьяков) положение дел в конных заводах тяжеловозного направления. Вскрыты серьезные недостатки и грубые нарушения технологических норм, информация о которых была передана в соответствующие организации Госагропромов СССР и РСФСР. Было установлено, что в большинстве хозяйств, разводящих тяжеловозов, не выдерживаются научно обоснованные нормы кормления. Даже в экономически крепких конных заводах с устойчивой кормовой базой (Мордовский, Гаврилово-Посадский, Перевозский и другие) годовой расход кормов на 1 голову составлял от 70 до 85 % установленной нормы. Еще ниже уровень кормления в таких заводах, как Октябрьский, Юрьев-Польский, Куединский, Мстиславский, Починковский. Исключение составлял лишь Пермский завод, где кормление лошадей организовано на должном уровне и качество кормов высокое. Крупнейший недостаток организации кормовой базы — отсутствие в заводах тяжеловозного направления культурных пастбищ. Дефекты в кормлении отрицательно сказываются на развитии молодняка и показателях воспроизводства. Существенное нарушение технологии содержания лошадей во многих конных заводах — недостаточный моцион животных. Обычно кобыл и молодняк в стойловый период выпускают в загоны, однако этого мало. Необходим регулярный активный моцион, который целесообразно проводить шагом и рысью по замкнутой огороженной дорожке. Хорошо организован моцион кобыл и молодняка в Пермском конном заводе, где животные дважды в день прогоняются по дорогам и имеют возможность «тебеневать» по полям с многолетними травами, пользуясь свободным движением. Особенно эффективной формой моциона жеребцов и кобыл следует считать их использование на хозяйственных работах, что весьма целесообразно и с точки зрения экономики, так как позволяет снизить себестоимость племенной продукции. Например, в Мстиславском конном заводе в 1983 году на кобылу было выработано по 43 коне-дня, за счет чего затраты на содержание производящего состава при определении себестоимости жеребят сократились лишь на 15 %. В Новоалександровском конзаводе среднегодовая выработка на кобылу составила 136 коне-дней, благодаря чему на жеребят отнесено только 59,7 % затрат по содержанию производящего состава. Коренной вопрос повышения качества лошадей тяжеловозных пород — восстановление в заводах регулярного массового тренинга и испытаний племенного молодняка в возрасте 2—2,5 лет. Проводившиеся в 50-х годах во всех заводах тяжеловозного направления тренинг и испытания молодняка дали мощный импульс для развития тяжеловозных пород — был резко повышен качественный уровень наших отечественных тяжеловозов, выведены новые высокоработоспособные линии, как, например, линия Лазутчика в русской тяжеловозной породе и линия Режима в советской. Совершенно очевидно, что без массового тренинга и испытаний значительно снижается эффективность совершенствования тяжеловозных пород лошадей по главному показателю— рабочим качествам. Отмеченные нарушения технологии коннозаводства в той или иной мере имеют место во многих хозяйствах, но особую тревогу вызывает положение двух главных, ведущих по своим породам, заводов — Починковского (советские тяжеловозы) и Куединского (русские тяжеловозы), от деятельности которых в значительной мере зависит судьба пород. В Куединском заводе за последние годы имел место хронический недокорм поголовья, и особенно молодняка, вследствие чего завод перестал выполнять свою функцию ведущего племенного хозяйства, производящего заводских жеребцов и обеспечивающего прогресс породы. В Починковском конзаводе за последнее время стал резко падать не только уровень кормления, но и весь коннозаводский порядок. Несмотря на наличие отличной огороженной дорожки, здесь не обеспечен полноценный моцион кобыл и молодняка. Жеребцы также не имеют достаточных прогулок в варках и моциона. Племенных лошадей и не используют на работах. При интенсивном использовании лучших производителей допускается их перегрузка в случке из-за прекращения контроля за созреванием фолликула у кобыл. Не контролируется качество семени жеребцов в случной сезон. Ввиду технологических нарушений в заводе наблюдается снижение уровня воспроизводства и ухудшение показателей развития молодняка. Починковский конный завод выделен как базовое хозяйство, в котором должны найти применение современные достижения науки. Однако эффективность их внедрения будет сведена к нулю, если в заводе не будет восстановлен элементарный зоотехнический порядок. Совершенно очевидно, что устранение технологических недостатков и поднятие технологического уровня на должную высоту, особенно в ведущих заводах, — необходимое условие реализации принятых программ селекции и ускорения темпов совершенствования пород. Существенным фактором интенсификации тяжеловозного коннозаводства может стать внедрение прогрессивных технологических приемов и мероприятий. Так, при достаточном обеспечении поголовья кормами определенный экономический эффект дает применение группового метода содержания жеребят в возрасте от отъема до двух лет. При этом количество обслуживаемых одним конюхом животных возрастает в 1,5—2 раза. Одно из условий прогресса пород — обеспечение заводов высококачественным ремонтным молодняком. Однако в настоящее время в некоторых заводах с нестабильной кормовой базой отдельные ставки молодняка попадают в неблагоприятные условия и недоразвиваются, вследствие чего качество саморемонта снижается. Во избежание засорения маточного состава низкокачественным пополнением следует сразу же после отъема выделять лучших по происхождению и развитию кобыл в отдельные группы, создавая им стабильные условия выращивания. Особенно важное мероприятие — обеспечение хозяйств высокоценными молодыми производи- телями. Основные конные заводы, обладающие производящим составом высокого качества (Починковский, Мордовский, Куединский, Мстиславский, Новоалександровский), обязаны ежегодно выделять в ремонтную группу и соответствующим образом выращивать потребное количество лучших жеребчиков, сообразуясь с интересами селекции породы и заказами конных заводов на производителей определенного происхождения и типа. И, наконец, ускорению процесса совершенствования всего массива породы будет способствовать рациональное распределение селекционного материала по племенным хозяйствам. Для этого молодняк из ведущих заводов следует направлять только для племенного использования, и прежде всего для саморемонта и ремонта производящего состава в остальных конных заводах и отделениях, а оставшийся молодняк должен поступать в ГЗК и на племенные фермы колхозов и совхозов. Лучшая часть молодняка из отделений и племенных ферм частично должна идти на их же саморемонт, остальная часть — на реализацию, для использования в рабочем и продуктивном коневодстве. Дальнейшее развитие тяжеловозного коннозаводства не мыслится без использования новейших достижений науки. Уже сейчас в конзаводах широко применяются иммуногенетические показатели крови для тестирования поголовья, а в перспективе, по мере накопления данных, они найдут применение и в селекции с целью повышения ее эффективности. Дополнительным резервом повышения качества племенной продукции станет внедрение в практику коннозаводства отбора и подбора по новому признаку — молочности. Научно доказано, что уровень молочной продуктивности кобыл имеет очень большое влияние на качество молодняка. В одних и тех же условиях, в зависимости от молочности матери, среднесуточный привес жеребят первых месяцев жизни может колебаться в пределах 1—2,5 кг. Установлено также, что только высокомолочные кобылы становятся родоначальницами ценных маточных семейств и матерями выдающихся производителей. В перспективе определенную роль в селекции тяжеловозов могут сыграть такие методы, как создание банка глубокозамороженного семени и эмбрионов ценных кобыл. Большое распространение в коневодстве будущего получит использование электронно-вычислительной техники, которая будет широко применяться не только как средство учета, но и для целей моделирования селекционного процесса и, самое главное, в научных исследованиях по селекции. В заключение нужно сказать, что ни один из самых совершенных технических приемов не решит сам по себе проблему ускорения совершенствования пород — все они должны использоваться в комплексе и найти свое место в общей системе селекции, основанной на глубокоразработанной и модернизированной теории разведения по линиям.
Сорокина И.И. Коневодство и конный спорт, 1987, № 4
|