Главная Тяжеловозные породы лошадей


| RSS Пятница, 15.11.2024, 03:54
Меню сайта

Категории каталога
Разное [10]
Ветеринария [0]
Породы тяжеловозов [27]
Конные заводы [9]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 518

Статьи о тяжеловозах
Главная » Статьи » Разное

Интенсификация развития тяжеловозного коневодства
 
Интенсификация развития
тяжеловозного коневодства
 
Сорокина И.И.

   Главной особенностью племенного коневодства в ближайшем буду­щем должно стать значительное ускорение темпов совершенствования пород лошадей на основе интенсифи­кации селекционного процесса и при­менения эффективных технологичес­ких приемов.
Основное назначение лошадей тя­желовозных пород заключается в их использовании в качестве улучшателей в рабочем и, в меньшем объеме, в продуктивном (молочном и мяс­ном) коневодстве. Соответственно этому селекция тяжеловозов должна вестись в направлении совершенст­вования работоспособности, типа, экстерьера, продуктивных и приспо­собительных качеств.
Современное состояние тяжеловоз­ного коннозаводства характеризуется расширенным воспроизводством по­головья, что отвечает задаче интен­сификации отрасли и потребностям сельскохозяйственного   производства.
За последние годы численность племенных лошадей в заводах зна­чительно увеличилась, но не по всем породам одинаково. Количество пле­менных кобыл русской и советской тяжеловозных пород возросло более чем на 100 % по каждой породе и составило соответственно около 1500 и 340 голов; по владимирской породе маточное поголовье стабилизирова­лось на уровне 150—160 голов, по першеронам — 50—60 голов.
Количественный рост поголовья тя­желовозов в текущей пятилетке будет продолжаться, поскольку спрос на этих лошадей удовлетворяется еще не полностью. Но при этом возника­ет серьезный вопрос — где и какие породы тяжеловозов должны разво­диться. Ареал распространения тяже­ловозных лошадей в настоящее вре­мя чрезвычайно широк, они исполь­зуются в большинстве областей как европейской, так и азиатской части страны.
В зоне интенсивного земледелия с благоприятными климатическими условиями приоритетное развитие должны получить породы крупных тяжеловозов с высотой в холке 160— 165 см и живой массой 700—800 кг. Это диктуется требованиями экономи­ки (использование повозок повышен­ной грузоподъемности и усовершен­ствованных сельскохозяйственных ма­шин) и высоким качеством маточного массива в этих зонах.
В зонах с менее благоприятными природно-климатическими условиями, такими как Север европейской части страны, Урал, Белоруссия и другие, где местное поголовье лошадей зна­чительно мельче, оптимальным улучшателем и хорошей рабочей ло­шадью нужно признать русского тя­желовоза (с высотой в холке 150 см и живой массой 600 кг), обладающего непревзойденными приспособитель­ными качествами и достаточной (для этих зон) крупностью и работоспо­собностью. Однако за последние го­ды русский тяжеловоз вышел за пре­делы этих традиционных для него зон разведения и широко распро­странился в большинстве областей европейской части страны и в других регионах. Основные причины этого — относительная многочисленность по­роды (возможность удовлетворить возросший спрос) и неприхотливость русских тяжеловозов. Вместе с тем русский тяжеловоз не только не смо­жет выполнять роль массового улучшателя в центральных областях Сою­за, где рабочее поголовье в подавля­ющем большинстве намного крупнее его (он неизбежно станет «ухудшателем»), но и не везде подойдет как эффективная рабочая лошадь, от ко­торой здесь требуются повышенные тяговые способности. Несоответствие русских тяжеловозов требованиям сельскохозяйственного производства в указанных зонах может отрицатель­но повлиять на развитие коневодства и в ближайшей перспективе вызвать падение спроса на племенную про­дукцию и затоваривание заводов, разводящих лошадей этой породы.
Совершенно очевидно, что назрела необходимость перераспределения племенных ресурсов тяжеловозов по зонам страны и изменения количест­венного соотношения крупных и мел­ких тяжеловозов. В центральных областях страны преобладающими породами должны стать крупные тя­желовозы:  советские,   владимирские, першероны, литовские тяжелоупряж­ные. Исходя из имеющихся возмож­ностей и учитывая потребности сель­скохозяйственного производства на ближайшую перспективу (текущую пятилетку), можно рекомендовать следующее соотношение пород: по русским тяжеловозам стабилизиро­вать маточное поголовье в количест­ве 1500 кобыл, по советским увели­чить его до 600—700 кобыл, по вла­димирским— до 300—350, по перше­ронам— до 100 кобыл.
Одновременно было бы целесооб­разно часть менее ценного маточно­го поголовья русских тяжеловозов, размещенных в центральной зоне, перекрывать жеребцами советской тяжеловозной породы. Опыт показал, что помеси этих пород обладают достаточно крупным ростом и гармо­нично сочетают в себе массивность корпуса и хорошее развитие костяка. Согласно инструкции по бонитиров­ке они  признаются  чистопородными.
Один из путей удовлетворения по­требности в более крупной лошади — также некоторое укрупнение части поголовья русского тяжеловоза при чистопородном разведении. Созда­ние такого нового укрупненного типа породы вполне реально и осуществ­ляется в настоящее время путем рас­ширенного воспроизводства более крупных лошадей из линии Лазутчика и выведения новой линии Сорван­ца — Свиста из старой линии Капитэна.
Рационализация размещения и ко­личественного соотношения тяжело­возов разных пород в соответствии с потребностями сельскохозяйственно­го производства явится одним из ры­чагов интенсификации тяжеловозного коннозаводства и тесно связанного с ним рабоче-пользовательного коне­водства.
Разведение лошадей тяжеловозных пород, ориентированное на всемер­ное и полное удовлетворение потребностей сельскохозяйственного произ­водства, ведется по единым планам с использованием метода разведения по линиям, усовершенствованного на основе современного представления о породе, как о динамичной системе. Согласно такому представлению, по­рода рассматривается как иерархия (соподчинение) линий, в которой роль и значение разных линий определя­ются их хозяйственной ценностью. Высокая эффективность селекции до­стигается при этом за счет форси­рованного развития лучших линий, и особенно лидирующей. В лидирую­щей линии сконцентрированы наибо­лее ценные наследственные задатки, благодаря чему она развивается бы­стрее других линий, опережая их на 2—3 поколения. Отсюда ясно, что при расширенном воспроизводстве и по­вышении генетического влияния на породу лучших основных линий, и особенно лидирующей, значительно ускоряются и темпы совершенствова­ния всей породы.
Прогресс русской тяжеловозной породы связан с форсированным развитием лидирующей линии Лазут­чика, советской — с линий Боже че­рез два ее ответвления, через Ре­жима и через Омуля. Эти линии за­няли доминирующее положение в по­родах и составляют от 30 до 40 % поголовья в конных заводах.
Ускорению прогресса пород спо­собствует выведение новых линий, которые при оптимальной иерархи­ческой структуре создаются, как пра­вило, на базе основных линий. Так, из линий Лазутчика уже выделяется многочисленным потомством новый родоначальник, выдающийся по круп­ности, типу и экстерьеру жеребец Градус, 1964 г. р. (Соболь — Горбу­ша). Из старой линии Капитэна выво­дится новая линия Сорванца — Сви­ста, представители которой отличают­ся крупным ростом, массивностью сложения и повышенной работоспо­собностью.
В советской тяжеловозной породе из линии Боже выводится ценная ли­ния Омуля и выделился высоким ка­чеством потомства как возможный родоначальник линии выдающийся жеребец Феномен, 1963 г. р., от ко­торого в заводах продуцирует боль­шое количество элитных маток и пять отличных производителей.
Как русская, так и советская тяже­ловозные породы, благодаря центра­лизованной планомерной селекцион­но-племенной работе, имеют в на­стоящее время достаточно оптималь­ную иерархическую линейную струк­туру и характеризуются очень высо­ким качеством производящего соста­ва в ведущих конных заводах. К сожалению, в ином положении нахо­дятся владимирская и першеронская породы, с которыми не ведется коор­динированная племенная работа. Прогресс этих пород замедлен, их структура несовершенна, новые линии не создаются. Вместе с тем эти  по роды по своим изначальным качест­вам не уступают, а по отдельным показателям и превосходят другие породы. Учитывая их достаточно вы­сокую ценность и явный дефицит крупных тяжеловозов, необходимо принять радикальные меры по упоря­дочению племенной работы и рас­ширению поголовья владимирской и першеронской пород.
Одна из важнейших задач народ­ного хозяйства страны — повышение качества всех видов продукции. В тя­желовозном коннозаводстве для ре­шения этой задачи есть все возмож­ности. Это прежде всего высокое качество производящего состава основных тяжеловозных пород, рус­ской и советской, в ведущих конных заводах, подавляющая масса лошадей которых относится к классу элита, и ведение планомерной селекционной работы на высоком уровне. Однако качество выпускаемой заводами пле­менной продукции не всегда доста­точно высокое и за последнее время имеет тенденцию к снижению. Не достигнута и стабильность показате­лей воспроизводства. Таким образом, генетический потенциал пород реа­лизуется не в полной мере. Главная причина указанных недостатков кро­ется в нарушении основных зоотехни­ческих норм и приемов содержания и кормления лошадей и выращивания молодняка.
Вопрос о состоянии технологии коннозаводства ставился и неодно­кратно обсуждался на совете по пле­менной работе с тяжеловозными по­родами лошадей, а в 1984—1985 го­дах было подробно изучено и доло­жено на совете (А. Песьяков) поло­жение дел в конных заводах тяжело­возного направления. Вскрыты серь­езные недостатки и грубые наруше­ния технологических норм, информа­ция о которых была передана в со­ответствующие организации Госагропромов СССР и РСФСР.
Было установлено, что в большин­стве хозяйств, разводящих тяжелово­зов, не выдерживаются научно обос­нованные нормы кормления. Даже в экономически крепких конных заво­дах с устойчивой кормовой базой (Мордовский, Гаврилово-Посадский, Перевозский и другие) годовой рас­ход кормов на 1 голову составлял от 70 до 85 % установленной нормы. Еще ниже уровень кормления в таких заводах, как Октябрьский, Юрьев-Польский, Куединский, Мстиславский, Починковский. Исключение составлял лишь Пермский завод, где кормление лошадей организовано на должном уровне и качество кормов высокое. Крупнейший недостаток организации кормовой базы — отсутствие в заво­дах тяжеловозного направления куль­турных пастбищ. Дефекты в кормле­нии отрицательно сказываются на развитии молодняка и показателях воспроизводства.
Существенное нарушение техноло­гии  содержания  лошадей  во  многих конных заводах — недостаточный мо­цион животных. Обычно кобыл и мо­лодняк в стойловый период выпус­кают в загоны, однако этого мало. Необходим регулярный активный мо­цион, который целесообразно про­водить шагом и рысью по замкнутой огороженной дорожке.
Хорошо организован моцион кобыл и молодняка в Пермском конном за­воде, где животные дважды в день прогоняются по дорогам и имеют возможность «тебеневать» по полям с многолетними травами, пользуясь свободным движением.
Особенно эффективной формой мо­циона жеребцов и кобыл следует считать их использование на хозяйст­венных работах, что весьма целесооб­разно и с точки зрения экономики, так как позволяет снизить себестои­мость племенной продукции. Напри­мер, в Мстиславском конном заводе в 1983 году на кобылу было выра­ботано по 43 коне-дня, за счет чего затраты на содержание производя­щего состава при определении се­бестоимости жеребят сократились лишь на 15 %. В Новоалександров­ском конзаводе среднегодовая выра­ботка на кобылу составила 136 коне-дней, благодаря чему на жеребят отнесено только 59,7 % затрат по со­держанию  производящего состава.
Коренной вопрос повышения ка­чества лошадей тяжеловозных по­род — восстановление в заводах ре­гулярного массового тренинга и испытаний племенного молодняка в возрасте 2—2,5 лет. Проводившиеся в 50-х годах во всех заводах тяже­ловозного направления тренинг и испытания молодняка дали мощный импульс для развития тяжеловозных пород — был резко повышен качест­венный уровень наших отечественных тяжеловозов, выведены новые высо­коработоспособные линии, как, на­пример, линия Лазутчика в русской тяжеловозной породе и линия Режи­ма в советской.
Совершенно очевидно, что без мас­сового тренинга и испытаний значи­тельно снижается эффективность со­вершенствования тяжеловозных по­род лошадей по главному показате­лю— рабочим качествам.
Отмеченные нарушения технологии коннозаводства в той или иной мере имеют место во многих хозяйствах, но особую тревогу вызывает положе­ние двух главных, ведущих по своим породам, заводов — Починковского (советские тяжеловозы) и Куединского (русские тяжеловозы), от деятель­ности которых в значительной мере зависит судьба пород. В Куединском заводе за последние годы имел место хронический недокорм пого­ловья, и особенно молодняка, вслед­ствие чего завод перестал выполнять свою функцию ведущего племенного хозяйства, производящего заводских жеребцов и обеспечивающего прог­ресс породы.
В Починковском конзаводе за последнее время стал резко падать не только уровень кормления, но и весь коннозаводский порядок. Несмотря на наличие отличной огороженной дорожки, здесь не обеспечен полно­ценный моцион кобыл и молодняка. Жеребцы также не имеют достаточных прогулок в варках и моциона. Племенных лошадей и не используют на работах. При интенсивном исполь­зовании лучших производителей до­пускается их перегрузка в случке из-за прекращения контроля за созреванием фолликула у кобыл. Не контролируется качество семени жеребцов  в  случной сезон. Ввиду технологических нарушений в заводе наблюдается снижение уровня вос­производства и ухудшение показате­лей развития молодняка. Починковский   конный завод выделен как базовое хозяйство, в кото­ром должны найти применение сов­ременные достижения науки. Однако эффективность их внедрения будет сведена к нулю, если в заводе не будет восстановлен элементарный зоотехнический порядок.
Совершенно   очевидно,  что  устранение технологических недостатков и
поднятие     технологического    уровня на должную высоту, особенно в ведущих заводах, — необходимое усло­вие реализации принятых программ селекции и ускорения темпов совер­шенствования пород.
Существенным фактором интенси­фикации тяжеловозного коннозавод­ства может стать внедрение прогрес­сивных технологических приемов и мероприятий. Так, при достаточном обеспечении поголовья кормами определенный экономический эффект дает применение группового метода содержания жеребят в возрасте от отъема до двух лет. При этом коли­чество обслуживаемых одним коню­хом животных возрастает в 1,5—2 раза.
Одно   из   условий     прогресса   по­род — обеспечение   заводов   высоко­качественным   ремонтным   молодня­ком.     Однако в настоящее время  в некоторых     заводах   с   нестабильной кормовой базой отдельные ставки молодняка попадают в неблагоприятные условия и недоразвиваются, вследствие чего качество саморе­монта снижается. Во избежание за­сорения маточного состава низкокачественным пополнением следует
сразу же после отъема выделять лучших по происхождению и развитию кобыл в отдельные группы, создавая   им  стабильные условия  выращивания.     Особенно   важное   мероприятие — обеспечение  хозяйств   высокоценными   молодыми   производи-
телями.   Основные     конные   заводы, обладающие производящим составом высокого      качества    (Починковский,  Мордовский,   Куединский,   Мстиславский, Новоалександровский), обязаны ежегодно    выделять    в     ремонтную группу   и   соответствующим  образом выращивать     потребное    количество лучших жеребчиков, сообразуясь с интересами селекции породы и за­казами конных заводов на произво­дителей определенного происхож­дения и типа.
И, наконец, ускорению процесса со­вершенствования всего массива по­роды будет способствовать рацио­нальное распределение селекционно­го материала по племенным хозяйст­вам. Для этого молодняк из веду­щих заводов следует направлять только для племенного использова­ния, и прежде всего для саморемон­та и ремонта производящего состава в остальных конных заводах и отде­лениях, а оставшийся молодняк дол­жен поступать в ГЗК и на племенные фермы колхозов и совхозов. Лучшая часть молодняка из отделений и пле­менных ферм частично должна идти на их же саморемонт, остальная часть — на реализацию, для исполь­зования в рабочем и продуктивном коневодстве.
Дальнейшее развитие тяжеловоз­ного коннозаводства не мыслится без использования новейших достижений науки. Уже сейчас в конзаводах ши­роко применяются иммуногенетические показатели крови для тестирова­ния поголовья, а в перспективе, по мере накопления данных, они найдут применение и в селекции с целью повышения ее эффективности.
Дополнительным резервом повы­шения качества племенной продукции станет внедрение в практику конно­заводства отбора и подбора по но­вому признаку — молочности. Научно доказано, что уровень молочной про­дуктивности кобыл имеет очень большое влияние на качество молод­няка. В одних и тех же условиях, в зависимости от молочности матери, среднесуточный привес жеребят пер­вых месяцев жизни может колебать­ся в пределах 1—2,5 кг. Установлено также, что только высокомолочные кобылы становятся родоначальницами ценных маточных семейств и матеря­ми выдающихся производителей.
В перспективе определенную роль в селекции тяжеловозов могут сыг­рать такие методы, как создание бан­ка глубокозамороженного семени и эмбрионов ценных кобыл.
Большое распространение в коне­водстве будущего получит использо­вание электронно-вычислительной техники, которая будет широко при­меняться не только как средство учета, но и для целей моделирова­ния селекционного процесса и, са­мое главное, в научных исследова­ниях по селекции.
В заключение нужно сказать, что ни один из самых совершенных тех­нических приемов не решит сам по себе проблему ускорения совершен­ствования пород — все они должны использоваться в комплексе и найти свое место в общей системе селек­ции, основанной на глубокоразработанной и модернизированной теории разведения по линиям.
 
Сорокина И.И.
Коневодство и конный спорт, 1987, № 4
 

Категория: Разное | Добавил: horse35 (10.01.2009)
Просмотров: 1699 | Рейтинг: 4.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz