Тяжеловозы, ведущие свое происхождение от тяжелых рыцарских коней, вновь становятся популярными во всем мире. Богатырский конь сегодня - это и помощник крестьянину, и прекрасная учебная и прогулочная лошадь. Своеобразная красота при мощном сложении делает тяжеловоза и частым участником различных шоу. Отечественные тяжеловозные породы хороши и в упряжи, и под седлом, так как обладают производительными аллюрами, отличной подвижностью, спокойным темпераментом, послушанием и добрым нравом. Тяжеловозы отличаются неприхотливостью в содержании и кормлении. Они прекрасно едят даже дешевые корма и легко приспосабливаются к различным климатическим условиям.
В зарубежных странах насчитывается около 40 пород тяжеловозов. Однако основу мирового тяжеловозного коневодства составляют лишь немногие из них — это бельгийская рабочая лошадь, першероны Франции, шайры и клейдесдали Англии. Лошади этих пород и производные от них составляют большую часть поголовья тяжеловозов. Только некоторые тяжеловозные породы оригинального происхождения не восходят к этим основным. Из них наибольшее распространение имеют: суффолькская (Англия), ютландская (Дания), норийская (Австрия, ФРГ), бретонская и булонская (Франция), деле, или гудсбрандсдальская, или эстланнская (Норвегия). Менее распространены пуатусская и тяжелая лошадь контуа (Франция), шлезвигская (ФРГ), фрейбергская (Швейцария), северошведская, ирландская тяжелая лошадь, французский арден...
Главной особенностью племенного коневодства в ближайшем будущем должно стать значительное ускорение темпов совершенствования пород лошадей на основе интенсификации селекционного процесса и применения эффективных технологических приемов. Основное назначение лошадей тяжеловозных пород заключается в их использовании в качестве улучшателей в рабочем и, в меньшем объеме, в продуктивном (молочном и мясном) коневодстве. Соответственно этому селекция тяжеловозов должна вестись в направлении совершенствования работоспособности, типа, экстерьера, продуктивных и приспособительных качеств.
Разведение лошадей тяжеловоз ных пород в конных заводах России всегда было основой улучшения рабочих качеств пользовательных сельскохозяйственных лошадей. Именно помеси тяжеловозов составляли лучшую, наиболее работоспособную их часть для нелегких полевых и транспортных работ. Отличные результаты давало и промышленное скрещивание тяжеловозов с рысаками.
Испытаниям тяжеловозов придавали большое значение уже с самого начала появления этих пород в нашей стране. Из исторических документов следует, что первые испытания тяжеловозов относятся к 40-м годам XIX столетия. Обычно их приурочивали к конским ярмаркам. Периодически проводили так называемые возовые испытания на грузоподъемность в различных повозках или в санях с разными нагрузками и на разные расстояния. Иногда во время таких испытаний груз прибавляли, подбрасывая его во время движения лошади.
Этих мощных чудо-работяг можно встретить на огромных пространствах от южной Сибири до предгорий Кавказа. Русский тяжеловоз — самая многочисленная и распространенная тяжелоупряжная порода в нашей стране. И такая популярность не случайна — ведь русский тяжеловоз не только обладает лучшими качествами рабочей лошади, но и неприхотлив, удобен в содержании, скороспел. Пусть он уступает в размерах и мощи другим тяжеловозным породам — зато это идеальный помощник для крестьянина.
Основная особенность технологии племенного тяжеловозного коневодства заключается в том, что кобылы и жеребцы круглый год используются на хозяйственных работах. Племенные кобылы работают ежедневно по 6—8 часов с часовым перерывом на обед, исключение составляют жеребые матки на последнем месяце жеребости и подсосные в первый месяц после выжеребки, которые от работы освобождаются. В 8—9 часов утра, после уборки лошадей, их выдают ездовым для работы. В пастбищный сезон после окончания рабочего дня кобыл отгоняют на выпас. Освобожденных от работы жеребых и подсосных кобыл выпускают в варки, а в летнее время содержат на пастбище. Жеребцы пастбищем не пользуются, им скармливают зеленую свежескошенную траву в денниках. В период случки рабочую нагрузку на жеребцов снижают и используют их на обслуживании конюшни.
Успех производственной деятельности любого предприятия напрямую связан с применением современных достижений науки. Поэтому процессы развития сельскохозяйственного производства нацелены в первую очередь на укрепление связи науки с производством. Одной из форм осуществления такого сотрудничества являются научно-производственные системы. Научно-производственная система «Тяжеловоз» организована и утверждена в прошлом году.
В настоящее время в нее входят предприятия: ВНИИ коневодства (головное предприятие) и 15 конных заводов, выращивающих лошадей советской и русской тяжеловозных, владимирской и першеронской пород. Высшим органом управления является Совет директоров ведущих племенных хозяйств. Главные задачи системы «Тяжеловоз» — это планомерная селекционно-племенная работа по совершенствованию тяжеловозных пород и ведение централизованного оперативного племенного учета с изданием госплемкниг и выпусками регистров в периоды между выходами очередных томов ГПК. Для проведения договорных работ на должном уровне институт коневодства располагает специалистами высокой квалификации, необходимой научной базой, документальными данными племенного учета по породам, полной картотекой всего племенного состава пород.
В 1952 году было официально признано большое достижение коневодов — утверждена новая порода лошадей — советская тяжеловозная. Лучшее поголовье этих лошадей (около 1000 кобыл и 700 жеребцов) было сосредоточено в хозяйствах Нечерноземной зоны — в конных заводах Починковском (Нижегородская область) и Мордовском, а также во многих колхозах и совхозах Ярославского, Александровского (Владимирская область), Починковского и Мордовского госплемрассадников.