Богатырские кони
Тяжеловозы, ведущие свое происхождение от тяжелых рыцарских коней, вновь становятся популярными во всем мире. Богатырский конь сегодня - это и помощник крестьянину, и прекрасная учебная и прогулочная лошадь. Своеобразная красота при мощном сложении делает тяжеловоза и частым участником различных шоу. Отечественные тяжеловозные породы хороши и в упряжи, и под седлом, так как обладают производительными аллюрами, отличной подвижностью, спокойным темпераментом, послушанием и добрым нравом. Тяжеловозы отличаются неприхотливостью в содержании и кормлении. Они прекрасно едят даже дешевые корма и легко приспосабливаются к различным климатическим условиям.
Испытания на скорость доставки груза весом 1,5 тонны
Тяжелоупряжных лошадей приобретают как для работы, так и для души. Сегодня тяжеловозов покупают частные коневладельцы, сельскохозяйственные предприятия, а также различные промышленные и торговые компании. Например, пивоваренная компания “Балтика” приобрела лошадей першеронской породы, которые с успехом используются в рекламных целях. Практически каждый день петербуржцы могут наблюдать, как по Невскому проспекту в определенное время великолепный четверик из нарядных серых першеронов провозит огромную бочку с пивом “Балтика”. Это зрелище всегда вызывает улыбки у пешеходов и водителей. Разведение тяжелоупряжных лошадей немыслимо без постоянной работы селекционеров по улучшению их работоспособности, поэтому в тяжеловозном коневодстве всегда остро стоит вопрос об испытаниях лошадей. Соревнования тяжеловозов очень популярны и зрелищны, они давно уже стали традиционными во многих странах. Одним из важнейших испытаний тяжеловозов в Европе являются соревнования по вспашке почвы. Основной метод определения максимальной грузоподъемности (силы) - это испытания на “силу рывка”, то есть на максимальный вес, который лошадь может стронуть с места. Проводятся также состязания (на всех аллюрах) по доставке груза на различные расстояния. При этом маршрут может проходить по гладкой или неровной поверхности и даже по пахоте. За рубежом очень популярны и соревнования, носящие название “драйвинг“. Это состязания упряжек на скорость и чистоту прохождения дистанции с множеством препятствий. В нашей стране этот вид конного спорта также становится популярным, и уже не один раз проходили соревнования по этому виду конного спорта. Для тяжелоупряжных пород подобные состязания хотя и менее применимы, но могут служить дополнением к основным состязаниям, а также развивать такие ценные качества, как гибкость, поворотливость и выезженность.
Начкон Починковского завода В.Гришин и наездник В.Кузьмин с Раскроем
В России испытания тяжеловозов имеют давние традиции и более чем полуторавековую историю. Первые упоминания о так называемых возовых испытаниях относятся к середине XIX века. Сейчас эти соревнования мы назвали бы испытанием на максимальную грузоподъемность. Лошадь, запряженная в повозку с грузом определенного веса, страгивает этот воз с места и шагом продвигается по дистанции. По мере прохождения мимо пунктов-пикетов, где лежит дополнительный груз, его забрасывают на повозку. Так делают до тех пор, пока общий вес повозки с грузом не достигнет такой величины, что лошадь останавливается. Этот максимальный общий вес груза считается показателем силы лошади. В начале XX века рабочие крестьянские лошади испытывались по более широкой программе: кроме перевозки тяжестей, туда входили соревнования на срочную доставку груза, пробег на длинные дистанции, испытания в пахоте. В 30-х годах ушедшего столетия учеными Всесоюзного НИИ коневодства были разработаны “Временные инструкции по проведению испытаний лошадей на максимальную грузоподъемность и на доставку груза”. Эти испытания были построены на принципе комплексной оценки. Лошади соревновались на максимальной силе тяги, показывали свою работоспособность на шагу с грузом, в 3-4 раза превышающим собственный вес, затем испытывались на рыси с половиной нагрузки. В 50-е годы учеными ВНИИ коневодства Г.Г.Карлсеном и А.Б.Воейковым были разработаны “Наставления по тренировке и испытаниям лошадей тяжелоупряжных пород”. В 1964 году в нашей стране была апробирована и введена комплексная система оценки работоспособности лошадей тяжелоупряжных пород, действующая до сего времени. В процессе соревнований, согласно правилам испытаний, каждая лошадь должна пробежать на время 2 км рысью с грузом 1,5 тонны (сила тяги 50 кг), пройти ту же дистанцию шагом с грузом 4,5 тонны (сила тяги 150 кг) и как можно дальше протянуть груз весом 9 тонн (сила тяги 300 кг). Результаты этих трех видов испытаний подсчитываются в баллах, лучшей лошади присуждается титул абсолютного чемпиона тяжеловозов года. Конный спорт в тяжелоупряжном коневодстве в нашей стране, к сожалению, сводится к единственным соревнованиям в году по вышеописанной системе.
Испытания на шагу на скорость доставки груза весом 4 тонны
Но энтузиасты и любители тяжеловозных лошадей, такие, как, например, работники Владимирской госконюшни (директор И.Б.Симаков, главный зоотехник И.Л.Любимова и зоотехник С.Сажина) находят средства на проведение нескольких соревнований на своем ипподроме в течение года. Тяжеловозы соревнуются у них не только в перевозке тяжестей, но и в беге рысью без седла под всадником: этот вид соревнований весьма зрелищен и азартен. В 2000 году с 1 по 9 июля на ипподроме конного завода “Гаврилово-Посадский” (Ивановская область) состоялись очередные ежегодные Всероссийские соревнования конников на лошадях тяжелоупряжных пород. В соревнованиях приняли участие семь команд из конных заводов и заводских конюшен на 22 лошадях советской, владимирской и русской тяжелоупряжных пород. Это были представители Гаврилово-Посадского, Починковского, Перевозского, Юрьев-Польского, Вологодского конных заводов, Владимирской и Гаврилово-Посадской государственных заводских конюшен. Состязания открылись испытаниями на срочную доставку груза рысью. В этом виде в упорной борьбе победил мастер-тренер Владимирской ГЗК В.И.Фомин, известный в нашей стране и за рубежом как непревзойденный наездник и знаток русской тройки. Владимир Иванович - и блестящий мастер подготовки тяжеловозов к интенсивной нагрузке. Жеребец владимирской породы Пароль 1993 г.р. (Певец-Протока) под его управлением пробежал 2 км с грузом 1,5 тонны за 5 минут и 21,1 секунды. Срочную доставку груза шагом выиграл мастер-тренер Гаврилово-Посадской ГЗК А.Ф.Суярко на гнедом жеребце владимирской породы Глухаре 1992 г.р. (Галстук-Ходуля). Глухарь прошел дистанцию 2 км с грузом 4,5 тонны за 13 минут 36,6 секунды. После двух видов состязаний определились лидеры, однако предстоял еще последний, самый трудный вид испытаний. Здесь показал свое высокое мастерство молодой наездник Гаврилово-Посадского конного завода С.В.Жильцов. На своем 7-летнем питомце, вороном жеребце Туляке (Лохмач-Тинза) владимирской породы, он стал победителем в испытаниях на тяговую выносливость. Груз 9 тонн Туляк провез на расстояние 364,8 метра. В результате трех видов испытаний высшая сумма баллов - 95,72 - была набрана мастером-тренером А.Ф.Суярко на жеребце Глухаре. Гнедой красавец, могучий великан Глухарь владимирской породы признан чемпионом тяжеловозов 2000 года. Второе место (сумма баллов - 84,95) присуждено соловому жеребцу советской тяжелоупряжной породы Рафинеру 1992 г.р.(Рафинад - Ресница), на котором выступал старейший наездник, опытный мастер-тренер М.А.Глинкин. Рафинер принадлежит Починковскому конному заводу, обладает своеобразным экстерьером и удивительной нарядностью. Этот жеребец выставлялся на трех крупнейших конных выставках - в Москве в 1999 и 2000 годах и в Санкт-Петербурге в 2000 году, где дважды получал титул чемпиона породы и снискал огромную любовь всех зрителей. Третье место (сумма баллов - 83,35) присвоено гнедому жеребцу владимирской породы Гектографу 1994 г.р. (График-Гагра) под управлением мастера-тренера В.И.Фомина. Командное первенство среди участников распределилось следующим образом. Первое место - Гаврилово-Посадская ГЗК (Ивановская область), второе место - команда Владимирской ГЗК (Владимирская область), третье - Починковский конный завод (Нижегородская область).
Испытания на рыси
По результатам испытаний экспертная комиссия определила чемпионов в каждой породе. Чемпионом владимирской породы был признан жеребец Глухарь, чемпионом советской тяжелоупряжной породы - Рафинер, а чемпионом русской тяжелоупряжной породы стал бурый жеребец Трюк 1994 г.р. (Курс-Тропа), принадлежащий Вологодскому конному заводу. Это был единственный конный завод, который выставил на испытания лошадей русской тяжеловозной породы. Трюк под управлением наездника В.В.Смирнова был пятым в состязании на тяговую выносливость. Русские тяжеловозы относятся к группе некрупных тяжелоупряжных пород. Тем не менее на испытаниях они неизменно показывают достаточно высокие результаты и соревнуются наравне с крупными тяжеловозами. Хотелось бы видеть больше представителей этой замечательной отечественной породы на подобных соревнованиях. Успешно выступала команда Перевозского конного завода (Нижегородская область). Рыжий жеребец Багаж 1993 г.р. (Кебрик-Буря) советской тяжелоупряжной породы под управлением опытного наездника этого конного завода И.А.Ицакова был третьим в испытаниях на тяговую выносливость. А другая питомица этого конного завода, рыжая кобыла Разведка 1995 г.р. (Кубок-Репрессия) советской тяжелоупряжной породы, была третьей в испытаниях на срочную доставку груза рысью. Ниже своих возможностей выступили лошади Юрьев-Польского конного завода. Молодому и, безусловно, способному наезднику Вячеславу Киселеву не хватило опыта в работе со своими питомцами. Несомненно, что владимирские тяжеловозы Юрьев-Польского конного завода способны на большее, и требуется подобрать ключ к раскрытию этого потенциала. Соревнования завершились парадом и награждением победителей. Победителям и призерам испытаний были вручены ценные подарки. Жаль, что не приехала на испытания команда Октябрьского конного завода с лошадьми першеронской породы (Ульяновская область). Першероны обладают феноменальными способностями в работе с большими нагрузками и могли бы внести в соревнования более острый накал борьбы. Рекорд, поставленный першеронской кобылой Сливой в 1976 году по тяговой выносливости (2138 метров прошла она с грузом 9 тонн!), до сих пор не побит. В этом году на соревнованиях не обошлось без накладок. Намеченные на 4 июля испытания по срочной доставке груза шагом пришлось отменить из-за проливного дождя, обрушившегося на Гаврилов Посад. Сила дождя была такой мощи, что он покрыл дорожку слоем воды толщиной четверть метра! Испытания были перенесены на 5 июля. Но за сутки дорожка высохнуть не успела, и пришлось провести срочные работы по ее осушению. Лошадей было решено пускать по одной с интервалом примерно в 3-4 минуты. Из-за ошибки судейской и технической комиссии был дан фальстарт В.И.Фомину на Пароле. Жеребец уже протянул около трехсот метров груз массой 4,5 тонны, но судьи не включили секундомеры, поэтому Владимиру Ивановичу пришлось вернуться и вновь стартовать, что, конечно, сказалось на результатах. Пароль разделил в этом виде 3-4 место с гнедой кобылой Замашкой 1993 г.р. (Шанс-Загадка) Юрьев-Польского конного завода.
Рафинер - чемпион русской тяжеловозной породы
Соревнования на лошадях-богатырях были проведены на средства, выделенные Ассоциацией “Росплемконезавод”. История Всероссийских (до 1991 года - Всесоюзных) соревнований показывает, что с начала проведения испытаний и по настоящее время улучшены рекорды работоспособности по всем тяжеловозным породам. Рекордисты, призеры, победители соревнований обладают, как правило, крепкой конституцией и правильным экстерьером. Они получают широкое племенное использование в конных заводах и благодаря этому оказывают большое влияние на совершенствование тяжелоупряжных пород. Соревнования тяжеловозов очень красочны и производят сильное впечатление на зрителей. Эти лошади очаровывают публику мощным телосложением, силой. Несмотря на громадный рост, массивный мускулистый корпус и большую живую массу, они удивляют своей грацией и темпераментом. На соревнования съехались многочисленные любители тяжеловозных лошадей и частные коневладельцы. Многие из них, очарованные мощью и красотой богатырских коней, решились на приобретение тяжеловоза. Наверняка многих из них мы обязательно увидим на испытаниях следующих лет. Хочется сказать и о молодой смене, которая подрастает в Гавриловом Посаде и других конных заводах. Невозможно рассказать обо всех в этой статье, но нельзя не упомянуть о юной наезднице Гаврилово-Посадской ГЗК Юле Вышинской. Эта молодая, очень симпатичная и хрупкая девушка легко справляется с огромными тяжеловозами. В прошлом году она выиграла главный приз состязаний и завоевала титул абсолютной чемпионки соревнований. На испытаниях этого года Юля выступала на молодых лошадях и не попала в число призеров. Но ее мастерство, несомненно, принесет ей в будущем многочисленные победы. На нынешних соревнованиях Юля была удостоена приза зрительских симпатий. В заключение добавим, что питомцы Гаврилово-Посадского, Починковского, Юрьев-Польского, Перевозского конных заводов и Владимирской ГЗК выставлялись в этом году на конной выставке в Москве “Эквирос-2000”. Все они были удостоены золотых, серебряных и бронзовых медалей. Жеребец Туляк Гаврилово-Посадского конного завода, великолепной вороной масти с яркими белыми отметинами не только успешно выступал в этом году на соревнованиях, о чем мы писали выше, но и завоевал золотую медаль, а также титул чемпиона породы за свои замечательные внешние данные, качество движений и работоспособность. Жаль, что Гаврилово-Посадская ГЗК не смогла выставить на “Эквиросе” чемпиона тяжеловозов, победителя нынешних и прошлогодних тяжелоупряжных соревнований жеребца Глухаря. Его мощное гармоничное сложение, правильные свободные движения, темперамент и заслуги на ипподроме наверняка принесли бы ему призовое место, а то и победу.
(Фото Анны Семак)
Инна ЦЫГАНОК Конный мир - №1 за 2001 г.
|