Зарубежные породы
тяжеловозов
В зарубежных странах насчитывается около 40 пород тяжеловозов. Однако основу мирового тяжеловозного коневодства составляют лишь немногие из них — это бельгийская рабочая лошадь, першероны Франции, шайры и клейдесдали Англии. Лошади этих пород и производные от них составляют большую часть поголовья тяжеловозов. Только некоторые тяжеловозные породы оригинального происхождения не восходят к этим основным. Из них наибольшее распространение имеют: суффолькская (Англия), ютландская (Дания), норийская (Австрия, ФРГ), бретонская и булонская (Франция), деле, или гудсбрандсдальская, или эстланнская (Норвегия). Менее распространены пуатусская и тяжелая лошадь контуа (Франция), шлезвигская (ФРГ), фрейбергская (Швейцария), северошведская, ирландская тяжелая лошадь, французский арден.
Бельгийская рабочая лошадь
Порода крупных тяжеловозов, выведенная в Бельгии. Происходит бельгийский тяжеловоз от местной бельгийской лошади, известной с глубокой древности, претерпевшей в процессе исторического развития большие изменения в своем типе - от мелкой широкотелой верховой лошади первых веков нашей эры к рыцарской лошади средних веков и, наконец, к современной тяжеловозной лошади. Формирование типа тяжеловозной породы лошадей в Бельгии происходило во второй половине XIX века под влиянием развивающегося интенсивного земледелия и промышленности. Племенная работа заключалась в отборе наиболее крупных и массивных местных лошадей без прилития крови других пород. Отбор в этом направлении подкреплялся соответствующими условиями содержания и кормления: племенных лошадей с полутора лет назначали на сельскохозяйственные работы, кормили животных обильно, сочными и объемистыми кормами.
Большое значение в типизации породы имели массовые выставки лошадей и организация (в 1886 г.) студбука. Типичный бельгийский тяжеловоз представляет собой крупную, очень массивную лошадь с компактным корпусом. Голова бельгийской лошади большая; шея короткая и толстая, с сильно развитым у жеребцов жировым гребнем: холка широкая невысокая; грудная клетка бочкообразного строения; спина недлинная, широкая, иногда мягкая; поясница короткая, широкая; круп свислый, исключительно хорошо развит в ширину, с пышной мускулатурой, образующей сильно выраженную раздвоенность; живот объемистый, конечности очень массивные: суставы не выделяются, бабки толстые и короткие; копыта большие; оброслость ног густая, но волос не очень длинный, оброслость гривы, челки и хвоста умеренная. Преобладающие масти: рыже-чалая, рыжая, гнедо-чалая и гнедая. Темперамент бельгийского тяжеловоза спокойный, скороспелость высокая — к отъему (6—8 месяцев) жеребенок обычно весит 400—500 кг. Допускаются значительные вариации лошадей по крупности. Так, например, жеребцов-производителей, представленных на выставку, делят на две категории: ростом выше 166 см и ростом от l60 до 165 см. Причем отнесение к той или иной категории не влияет на оценку лошади. Отдельные экземпляры бельгийских тяжеловозов достигают роста 180 см. Лошади, имеющие высоту в холке ниже 160 см, относятся к группе арденов. Специальных испытаний рабочих качеств тяжеловозов в Бельгии не проводят, но племенных лошадей используют на сельскохозяйственных работах. Отбор племенных животных ведут по типу, экстерьеру, качеству движений на шагу и рыси. Огромную роль при этом играют систематические выставки лошадей. Одна из важнейших характерных особенностей лошадей бельгийской тяжеловозной породы заключается в их способности очень устойчиво передавать свой тип потомству при скрещивании с другими породами. Это качество, а также скороспелость, добронравие и относительная неприхотливость к условиям кормления и содержания обеспечили популярность породы. Тяжеловозы бельгийского типа занимают преобладающее положение среди других пород в ФРГ, где они названы рейнско-немецкой породой, а также в Дании. На основе бельгийского тяжеловоза во Франции созданы оксуазская порода и тяжелая лошадь севера. В Венгрии бельгийская рабочая лошадь участвовала (наряду с першеронами) в выведении тяжеловозной породы под названием маракози, в Голландии — нидерландской рабочей лошади. Лошади бельгийского происхождения разводятся в Польше, Италии, Швейцарии, ГДР и других странах Европы. Разводятся бельгийские тяжеловозы также в США и в странах Южной Америки — Аргентине, Парагвае и Чили.
Першеронская порода
Выведена во Франции (провинция Ла Перш) в начале XIX века путем прилития крови лошадей восточных пород (главным образом арабской) к местной упряжной лошади тяжелого западного типа. Один из основных родоначальников породы жеребец Жан ле Блан был внуком арабского жеребца Галлиполи. Толчком для формирования першеронской породы послужило использование лошадей в почтовых дилижансах и омнибусах городского транспорта, где требовались энергичные лошади с хорошими аллюрами, сильные и выносливые. Типизации породы способствовали конские выставки, которые начали устраивать с 1806 г. С развитием железнодорожного и автомобильного транспорта основным назначением першеронов стала работа в сельском хозяйстве, которому требовалась спокойная крупная и массивная лошадь.
Першерон Бонопарте 1854 год.
Тогда-то начал складываться современный першерон - лошадь ярко выраженного тяжеловозного тина, крупного роста. У першеронов массивное телосложение, голова крупная, широколобая, сухая, с глубоким ганашом и выразительными глазами; шея длинная, мускулистая; холка развита хорошо; спина прямая, иногда мягковатая поясница ровная, крепкая; круп длинный, раздвоенный слегка свислый; грудь широкая, глубокая с округлым ребром; лопатка косая, длинная; ноги средней длины, сухие, с хорошо развитыми суставами и сухожилиями; копыта широкие, плосковатые, но крепкие; мускулатура туловища и конечностей развита хорошо. Оброслость гривы, хвоста и щеток умеренная; масть серая. Лошади серой масти иногда заболевают меланосаркомой (черновики). Конституция першеронов сухая, крепкая; темперамент энергичный. Лошади першеронской породы скороспелы и в 3 года годны для сельскохозяйственных работ и воспроизводства. Движения на шагу и рыси очень производительные.
Першерон Делец 1869 г.
Высота в холке у лошадей першеронской породы колеблется от 158 до 172 см. Благодаря своим ценным качествам першероны стали одной из широко распространенных в мире пород лошадей. Их разводят во многих государствах Европы, Америки, Азии и Африки. Особенно большое число лошадей першеронской породы закупали США и Аргентина. С использованием першеронов создавались такие породы, как бретонская и оксуазская во Франции и маракози в Венгрии. В 50-х годах прошлого столетия першеронов завозили и в Россию. Здесь под влиянием более сухого континентального климата, иного кормления и племенной работы першероны приобрели более сухую конституцию, энергичный темперамент, меньший рост и компактное туловище. Промеры жеребцов: 162—170—209—24,6; промеры кобыл: 160—170—197—22,6. На Всесоюзных испытаниях работоспособности тяжеловозных лошадей лучшие результаты по першеронской породе показал в 1960 г. жеребец Силикат, который проявил максимальную силу тяги — 836 кг, а в испытаниях на срочную доставку груза шагом прошел дистанцию 2000 м с силой тяги 150 кг за 16 мин. 02 сек. и рысью пробежал ту же дистанцию с силой тяги 50 кг за 6 мин. 0,6 сек.
Першерон Силикат 1954 г.
Благодаря своим универсальным и высоким рабочим качествам першерон ценится как отличная рабочая сельскохозяйственная лошадь, а жеребцы першеронской породы — как племенные улучшатели в зонах интенсивного земледелия. Наиболее широко распространены першероны в Воронежской и Тамбовской областях, где находятся племенные фермы, разводящие лошадей этой породы; в Ульяновской области першеронов выращивает Октябрьский конный завод. По данным породного учета на 1 января 1969 г., в СССР имелось 34,8 тыс. першеронов, в том числе 0,6 тыс. чистопородных.
Шайрская порода
Старейшая и наиболее распространенная порода крупных тяжеловозов в Англии. Происходят шайры от древней местной утяжеленной лошади, служившей в качестве верховой рыцарской лошади в средние века. Впоследствии, с развитием земледелия, эта лошадь путем отбора и улучшенного кормления была преобразована в более крупную и массивную. Некоторую роль сыграло скрещивание с фламандскими и голландскими лошадьми. Консолидация породы и формирование се типа организацией Общества по разведению шайров, которое стало систематически издавать племенные книги и устраивать выставки лошадей. На выставках демонстрировали племенных жеребцов, кобыл, молодняк и меринов. Современные лошади шайрской породы очень крупные и массивные, рост жеребцов варьирует от 165 до 175 см, живой вес 1000-1100 кг. Голова шайров большая: шея толстая: холка невысокая, широкая: спина широкая, мускулистая, крепкая: поясница короткая: круп широкий, несколько свислый с хорошей мускулатурой; грудная клетка объемистая. ребра округлые: ноги поражают своей толщиной, впечатление которой усиливается за счет больших фриз — длинных волос, растущих от запястий и скакательных суставов и закрывающих ноги до земли. Наиболее распространенная масть гнедая, вороная и рыжая с большими белыми отметинами на ногах и голове. Темперамент шайров спокойный. При демонстрациях на выставках они показывают высокую грузоподъемность. Шайры широко экспортировались в разные страны. Больше всего их покупали США, Канада, страны Южной Америки. Одно время их разводили и во многих странах Европы, пока они не были поглощены другими породами или вытеснены тяжеловозами бельгийского происхождения. В Россию шайров завозили в небольшом количестве и в чистоте не разводили, а скрещивали с клейдесдалями и местными лошадьми. Некоторое участие шайры приняли и в создании владимирской тяжеловозной породы лошадей.
Клейдесдальская порода
Выведена в Англии, в долине реки Клайд (юг Шотландии). Здесь издав¬на встречались крупные, массивные лошади, полу¬чаемые при скрещивании шотландских кобыл с выводными из Фландрии жеребцами. К концу XVIII века значительно расширилось разведение таких лошадей. Для их улучшения применяли шайрских жеребцов. Организация Общества конно¬заводчиков и издание студбука (1877—1878 гг.) положили начало утверждению клейдесдальской породы в ее современном типе. Выставки и кон¬курсы племенных лошадей способствовали форми¬рованию типа породы, сочетающей в себе крупный рост, большой вес, энергичность в работе и нарядность форм. Отбор и подбор в этом направлении подкреплялись обильным кормлением племенного молодняка. Живой вес клейдесдалей от 900 до 1100 кг. Промеры: рост 165—172 см, обхват груди 190 — 202, обхват пясти 25—28 см. Клейдесдали энергичны, обладают производительными движениями на шагу и рыси. Для них характерна массивная с выпуклым профилем голова, длинная шея, удлиненный, не слишком широкий корпус, косо поставленная лопатка, относительно длинные конечности и отлично развитая мускулатура. Своеобразные черты экстерьера клейдесдалей - густая оброслость ног (фризы) и темно-гнедая масть с белыми отметинами головы и конечностей. Встречаются недостатки: мягкая спина, плоские ребра, неглубокий корпус. В начале века лошади клейдесдальской породы были очень популярны: за большие деньги их покупали коннозаводчики США, Канады и Италии. В последние годы их вывозили преимущественно в Австралию и Южную Америку, где организованы общества по разведению лошадей этой породы. До революции клейдесдалей завозили и в Россию. В Ивановской, Владимирской и Тамбовской губерниях образовались крупные племенные гнёзда. Клейдесдалей разводили и в государственных конных заводах: Хреновской, Деркульский, и Починковский. После Великой Октябрьской революции с использованием клейдесдалей и их по¬месей в колхозах Ивановской и Владимирской об¬ластей выведена владимирская порода лошадей.
Ютландская (датская) порода
происходит от древних местных лошадей Дании, известных в Европе своими высокими качествами еще с XII ве¬ка. Ютландскую лошадь в ранние периоды ее су¬ществования приобретали многие страны Европы, в том числе Англия. Франция. Германия. Россия. В XIX веке ютландская порода была значительно утяжелена в результате скрещивания с другими тяжеловозными породами, главным образом английскими. Большую роль в формировании типа ютландской лошади сыграл шайрский жеребец Оппенгейм XII, завезенный из Англии в 1892 г. Современная ютландская лошадь — типичный тяжеловоз с массивным длинным туловищем на толстых ногах, средней крупности: живой вес 750—900 кг. Масть преимущественно рыжая. Ютландская лошадь была использована при вы¬ведении ряда европейских тяжеловозных пород, но особенно большое влияние оказала на шлезвигскую тяжеловозную породу, разводимую на севере ФРГ. Шлезвигская порода имеет одних и тех же родо¬начальников линий и обладает большим сходством в типе с ютландской лошадью, кровь которой к ней постоянно приливали.
Суффолькская порода
Суффольки - старейшая тяжеловозная порода Англии, выведенная в граф¬стве Суффольк. Суффольки считаются одной из наиболее «чистых» пород, так как почти не скре¬щивались с другими породами. Suffolk Punch (лошадь-бочка), так называют лошадей этой породы за их исключительно ком¬пактный и округлый корпус и короткие ноги. Суф¬фольки имеют пропорциональную сухую голову толстую, высоко поставленную шею с развитым жировым гребнем, плавно переходящим в линию спины; очень глубокую и широкую грудь округ¬лый, слегка спущенный круп; сухие ноги почти без щеток; масть их рыжая. Высота в холке от 160 до 170 см, обхват пясти 23 – 24 см, живой вес - 800-900 кг. Суффольки отличаются живым темпераментом и относительно неприхотливы. Этот тип лошади хорошо соответствует требованиям современного сельского хозяйства.
Суффольков разводят в Англии и Ирландии. Их завозили в Северную и Южную Америку, Австралию, Южную Африку а также в Россию, где до 1917 г. большое количество суффолькских жеребцов состояло в государственных заводских конюшнях. Впоследствии суффольки были использованы при выведении владимирской и советской тяжеловозной пород.
Норийская порода
Родина породы Австрия и южная часть Германии, на территории которых в период Великой Римской империи находилась провинция Норикум. Свое происхождение норийская порода ведет от древней горной лошади, род¬ственной хафлингерам и претерпевшей неодно¬кратные скрещивания с разными упряжными породами Европы. Раньше среди норийских лошадей выделялись отродья, разводимые в разных близлежащих местностях. Наиболее известны пинцгауские лошади (более тяжелого типа) и оберлендеры (облегченного телосложения). Но в настоя¬щее время в Австрии и ФРГ принято разведение единого типа не очень крупной, но подвижной и выносливой лошади. Норийская лошадь в ФРГ те¬перь называется южнонемецкой тяжелой лошадью, хотя по типу и происхождению очень близка к норийской лошади Австрии. Современная норийская лошадь — типичный тя¬желовоз ростом 156—160 см и живым несом 600— 700 кг с очень длинным глубоким корпусом, креп¬кими ногами, сухой конституции. Самая распрост¬раненная масть гнедая, встречаются и рыжие ло¬шади. Типичная раньше для норика чубарая масть теперь встречается редко. Норийские лошади обладают хорошими рабо¬чими качествами: большой силой, выносливостью, подвижностью и пригодны к разностороннему ис¬пользованию. В Австрии племенные лошади под¬вергаются специальным испытаниям на силу тяги и доброезжесть как на шагу, так и на рыси Норийская порода, кроме Австрии и ФРГ рас¬пространена в Чехословакии, где ее предпочитают бельгийским тяжеловозам. В Венгрии с использо¬ванием норийских лошадей создана порода маракози, в Италии и Югославии норийскую лошадь разводят в чистоте и скрещивают с местными лошадьми.
Бретонская порода
Бретонская лошадь выведена во Франции, в провинции Бретань на основе местной, очень подвижной некрупной лошади, которую скрещивали с упряжными и тяжеловозными лошадьми. Наибольшее влияние на ее тип першероны и булонские лошади, а также английские норфольки. От норфольков бретонские лошади унаследовали значительную подвижность и энергичность. Часть лошадей бретонской породы, имеющих более выраженные особенности норфолька, образует своеобразный тип более легких упряжных лошадей, называемых бретонпостье. В породе существует и более тяжелый тип лошади, который представлен в двух вариациях — крупный тяжеловоз и мелкий тяжеловоз. Крупность лошадей этой породы варьирует от 150 до 160 см. обхват груди доходит до 200 см, обхват пясти — до 25 см. Характерные особенности экстерьера: небольшая широколобая голова; мус¬кулистая короткая шея: округлый недлинный корпус с ровной линией верха: средней длины, креп¬кие сухие ноги: оброслость небольшая. Преобла¬дающая масть чалая, но встречаются также ры¬жие, гнедые, серые и вороные лошади. Темпера¬мент бретонских лошадей энергичный, подвиж¬ность хорошая. Бретонская порода хорошо акклиматизировалась в Северной Африке, где от скрещивания ее с местными мелкими лошадьми получают отличных сельскохозяйственных лошадей. Разводится также на Балканах, в Италии и Испании. Облегченный тип бретонской породы — бретонпостье — был использован при выведении торийской породы лошадей.
Булонская порода
— это тяжеловозная лошадь северной Франции, выведенная на основе местной тяжелой лошади, улучшенной восточными ло¬шадьми, главным образом арабской. Эта порода известна под названием булонской с XVII века. Первоначально булонская лошадь представляла собой некрупную и очень подвижную лошадь типа постье (почтовая лошадь). В XIX веке произошло утяжеление и укрупнение булонской лошади, и в настоящее время булонская порода — типичный тяжеловоз, имеющий много сходства с першероном, с которым эта порода имеет общность происхождения. Своеобразие булонской лошади в отличие от першерона заключается в заметно выраженной арабской породности. При очень массивном удлиненном корпусе па недлинных сухих ногах булонская лошадь исключительно гармонична благодаря округлости форм и плавности всех линий тела. У нее сухая недлинная широколобая голова с большими выпуклыми глазами; шея красиво изогнута; верхняя линия шеи, спины, поясницы и крупа плавная, без резких выступов; грудная клетка округлая; круп длинный, широкий, раздвоенный и слегка свислый. Мускулатура рельефная, суставы и сухожилия ног четко очерчены, щетки незначительные. Масть серая разных оттенков. Темперамент живой, энергичный. Высота в холке колеблется от 155 до 170 см, обхват груди 210—230 см, обхват пясти 25 — 27 см. Булонских лошадей применяли для племенных целей в районах разведения першеронов, а также при выведении бретонской породы.
Гудсбрандсдальская порода
(деле, или эстланнская)
Среди конских пород Норвегии гудсбранд¬сдальская порода занимает одно из первых мест. Это упряжная универсальная лошадь, широко ис¬пользуемая на транспортных сельскохозяйствен¬ных работах, а также на лесоразработках. В Нор¬вегии издавна разводилась своя некрупная и вы¬носливая лошадь северного лесного типа, которую с целью укрупнения скрещивали с разнообразными европейскими тяжеловозными и упряжными поро¬дами и даже чистокровной верховой. Однако самое сильное влияние на формирование гудсбрандсдальской породы оказали датские тяжеловозы, ардены и норфолькские рысаки. Типичные особенности гудсбрандсдалей: неболь¬шая голова на довольно длинной мускулистой шее. корпус длинный, с округлыми ребрами и длинным мускулистым крупом нормального наклона; ноги средней длины, с густыми щетками; преобладаю¬щая масть вороная и гнедая, редко буланая. Ло¬шади выносливые, имеют отличные движения и до¬статочно резвы на рыси. У жеребцов иногда испы¬тывают рысистые способности в призовых качалках. Наиболее резвые проходят 1 км за 1 мин. 40 сек.
«Коннозаводство и конный спорт»
под ред. проф. Ю.Н. Барминцева.
М., «Колос», 1972. 319 с. с илл. С. 103-107.
|