В 1941 году весь племенной состав Хреновского конного завода был эвакуирован в Ульяновскую область, где на его основе был создан Октябрьский конный завод. Сегодня это единственный в России конезавод, где першеронов разводят в чистоте. Однако нынешнее состояние Октябрьского конного завода иначе как плачевным не назовешь. В этом когда-то крепком хозяйстве, имевшем 400 коров и большой машинный двор, сегодня бескормица, почти полное отсутствие техники и нехватка персонала. Две трети пахотных угодий завода пустуют. Племенная работа еще ведется исключительно благодаря энтузиастам, и в первую очередь начкону и селекционеру конного завода - Галине Анатольевне Жидовой, проработавшей в нем около сорока лет. Сейчас в конном заводе всего 58 голов лошадей першеронской породы, в том числе 6 жеребцов-производителей и 28 маток. При столь ограниченном генофонде надо быть волшебником, чтобы разведение не привело к нарастанию уровня инбридинга и неизбежной при этом инбредной депрессии. Однако Галине Анатольевне удается поддерживать селекцию на самом высоком (возможном в этих условиях) уровне. Она совершенно справедливо считает, что, несмотря на маленький маточный состав, необходимо сохранять мужские генеалогические линии. Так, одна из лучших отечественных линий - Иксода - представлена сейчас серым жеребцом Копчиком. Из линии Иксода выделена новая отечественная линия Пломбира. В случной сезон 2008 года использовался его сын, принадлежащий Ульяновской госконюшне серый Попок. Линия Солекса представлена серым Подарком 2005 г.р., линия Линона - трехлетним вороным красавцем Ковылем. Есть будущий продолжатель и у линии Трубадура - двухлетний Соболь, который пойдет в случку с 2009 года. Линию Идеала представляет серый Купон. Названные линии были основаны в 1960-1980-е годы жеребцами, завезенными в Россию из Франции. Но возможно, что в ближайшем будущем (если отечественные першероны продолжат свое существование) некоторые из нынешних производителей Октябрьского завода сами станут родоначальниками новых линий. Поддерживаются в заводе и относительно молодые линии, происходящие от французских жеребцов, попавших в нашу страну 1990-е - Арпона и Успеха, ввезенного в Россию в утробе кобылы Удинэ. Продолжателем линии Успеха является его сын, великолепный вороной шестилетний жеребец Вулкан, который рожден от замечательной матки Виски. Сама Виска - дочь завезенной из Франции в 1991 году кобылы Вьенуазы. Таким образом, родословная Вулкана насыщена кровью выводных французских лошадей, при этом он унаследовал крепость и адаптивные качества отечественных першеронов. В маточном составе, несмотря на его малочисленность, поддерживается разветвленная генеалогическая структура: представлены все 8 названных выше мужских линий и 9 женских генеалогических семейств. Таким образом сохраняется гетерозиготность, способствующая жизнеспособности, крепости конституции, крупному росту и породности. Все лошади Октябрьского конного завода хорошо развиты, имеют отличные промеры (средний рост 163 в холке), нарядный экстерьер, высокую работоспособность и неприхотливость. При невысоком снежном покрове русские першероны уже привыкают тебеневать! Из конного завода ежегодно продают племенных першеронов, но они «рассеиваются» по стране бесследно и никаким образом централизованно не учитываются. Отследить можно только судьбу очень небольшого числа першеронов, которые попали в известные хозяйства. Это, например, першеронские жеребцы Владимирской ГЗК, которые широко используются как улучшатели в Брянской области. По словам очевидцев, в хозяйствах Брянской области немало крупных серых лошадей, которые являются потомками першеронов, но они никаким образом не учтены и не обследованы централизованно. Великолепный серый красавец Петушок (Успех - Перепелка) был приобретен в Тимирязевскую академию, неоднократно становился чемпионом породы на выставке «Эквирос», а сейчас находится в Вяземском конном заводе Смоленской области. От него ежегодно получают превосходных жеребят, которых успешно распродают уже в возрасте 6 - 8 месяцев. В мире мода на тяжелых лошадей не проходит, есть немало любителей этих могучих гигантов. Они находят им применение, проводят азартные состязания по возке тяжелых грузов, различные красочные шоу. Кроме того, тяжеловозы превосходны в верховой и экипажной езде. Находится для них и «серьезная» работа, например, трелевка леса. В России тоже начинают появляться частные владельцы, которые предпочитают тяжеловозных лошадей и даже ввозят их из-за рубежа, например, у нас в стране уже появились выводные шайры и тинкеры. Надо предполагать, что могут появиться и люди, желающие разводить першеронов. Все перспективы для этого в России имеются.
Из статьи Инны Цыганок "Французы, покорившие мир"// Конный мир, № 1-2, 2009 г.
|