ЦЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПОРОДА
Жеребец Легион
Владимирская порода лошадей — одна из лучших отечественных тяжеловозных пород. Как известно, она была создана в колхозах и совхозах Ивановской и Владимирской областей на основе использования английских тяжеловозов - клейдесдалей и частично шайров. Официально оформлена и утверждена эта порода в 1946 году. В настоящее время лучшие племенные лошади владимирской породы сосредоточены в Юрьев-Польском (Владимирская область) и Гаврилово-Посадском (Ивановская область) конных заводах, во Владимирской и Гаврилово-Посадской госконюшнях, а также на племенных коневодческих фермах колхозов и совхозов этих областей. Благодаря ценным качествам лошади владимирской породы широко распространены также в других областях и республиках, где их успешно используют как улучшателей рабочих лошадей. Они хорошо приспособлены к разнообразным условиям жизни и даже к табунному содержанию. Так, например, в Бурятской АССР владимирских жеребцов используют в косячной случке. В совхозе «Шергинский» Кабанского района Бурятской АССР создана группа владимирских лошадей, которые записаны в племенную книгу. Эти лошади представляют большую ценность для хозяйств Бурятии, так как прекрасно приспособлены к местным условиям. Хорошие помеси получены при скрещивании владимирских жеребцов с казахскими кобылами в табунных условиях Казахстана. Встречаются лошади владимирской породы и в северных областях нашей страны, например в Архангельской, где с ними работает Архангельская госконюшня.
Лошади владимирской породы относятся к группе крупных тяжеловозов. Для них характерны высокий рост, достаточно массивный корпус на крепких и сухих ногах. Средние промеры заводских жеребцов — 166,4-173,3-203,8-24,0, кобыл — 162,8-169,9-198,4-23,5. В экстерьере лошади этой породы обращает на себя внимание ярко выраженная своеобразная красота. Крупная, выразительная, несколько горбоносая голова, горделиво поставленная на крутой шее, широкий корпус с богатой рельефной мускулатурой, как будто отлитой из бронзы, стройные ноги, великолепная гнедая масть от золотисто-светло-коричневого до темно-вишневого оттенка, подчеркнутая яркими белыми отметинами на голове и ногах, обильная шелковистая оброслость гривы, хвоста и щеток создают величественную красоту этой лошади.
Но не только эффектным внешним видом привлекают и завоевывают популярность лошади владимирской породы — главное, они обладают высокой работоспособностью: большой силой, выносливостью и резвостью. Тяжеловоз владимирской породы способен с возом массой 1,5 т пробежать 2 км рысью за 5 мин и резвее, а воз массой 4,5 т доставить на то же расстояние, но шагом, за 13—15 минут. На коротком же расстоянии (до 10 м) он может провезти около 20 т! Таким образом, практически рабочая производительность хорошей тяжеловозной лошади в настоящее время почти равна производительности небольшого колесного трактора. При этом живой двигатель — лошадь — не ухудшает окружающую среду, не требует дефицитного невозобновляемого горючего, смазки, запасных частей и служит в 2—3 раза дольше, чем трактор. Владимирские тяжеловозы могут с успехом использоваться в экипажном туристическом прокате. Такие важнейшие качества лошадей владимирской породы, как хорошая приспособленность к различным условиям, крепкая конституция, правильный экстерьер, высокая работоспособность, были созданы отечественными селекционерами при выведении породы. Предки владимирских тяжеловозов — английские клейдесдали — этими качествами не обладали.
В породе были выведены новые линии Литого, Холода, Глен Албина, Стандарта и другие. Лучшими являются линии Литого и Холода, а лидирующей стала линия Литого, гн., 1923 г. р. Литой обладал комплексом ценных качеств: крепкой конституцией, гармоничным сложением, правильным экстерьером. Умелое широкое использование Литого и его потомков обеспечило быстрый прогресс породы. Линия Литого стала как бы фундаментом породы, на котором успешно развивались другие линии. Так, во второй по ценности линии Холода, т.-гн., 1925 г р., основные продолжатели были получены при сочетании с матками, в происхождении которых есть кличка Литого, и кросс — Литой Х Холод — стал основным, «золотым» кроссом, который несут в своих родословных все лучшие представители владимирской породы. Порода В настоящее время в племенной работе с владимирской породой лошадей имеются существенные проблемы. Последние 20 лет селекция породы ведется без единого плана, конные заводы также не имеют планов племенной работы, и их деятельность не координируется. В результате ухудшилась генеалогическая структура породы, что отразилось на замедлении ее прогресса. Лидирующая линия Литого значительно сократилась, и на первый план вышла второстепенная линия Аргуса через 0139 Грозного, гн., 1958 г. р. В родословной этого жеребца были рысистые предки, что позволило Грозному установить рекорд в испытаниях на скорость доставки груза рысью, но одновременно наделило его целым рядом крупных недостатков. Грозный имел слишком короткий облегченный корпус, высокие ноги, грубую голову, саблистость и, что особенно плохо для тяжеловоза, возбудимый неуравновешенный темперамент. Жеребец был необоснованно широко использован в Гаврилово-Посадском заводе и оставил многочисленное потомство, наделенное теми же недостатками. Бесконтрольное использование в воспроизводстве недостаточно ценных жеребцов второстепенных линий и утеря ряда перспективных производителей лучших ведущих линий негативно отразились на типе, экстерьере и темпераменте племенных лошадей, особенно в Гаврилово-Посадском конном заводе. О снижении уровня селекционно-племенной работы свидетельствует также отсутствие в породе новых линий.
Наглядным и объективным показателем замедления прогресса породы является сравнение результатов испытаний лошадей владимирской породы с аналогичными результатами советских тяжеловозов, с которыми постоянно ведется централизованная племенная работа (см. таблицу). За последние 20 лет по большинству видов испытаний (кроме шага) темпы улучшения рекордов лошадей владимирской породы ниже, чем советской тяжеловозной. Отсутствие централизованного руководства племенной работой с владимирской породой отразилось и на таком важном участке работы, как племенной учет. Уже с 1977 года не ведется запись лошадей в государственную племенную книгу и селекционеры лишены необходимой и важнейшей для ведения племенной работы информации о состоянии породы. Кроме того, племенные хозяйства за это время недополучили сотни тысяч рублей из-за потери надбавок при продаже молодняка (за запись в ГПК родителей, в сумме 160 р. на одного жеребенка) и страховых возмещений при падеже зарегистрированных племенных животных.
Так как лошади владимирской породы представляют большую ценность для народного хозяйства страны, принято решение о включении Юрьев-Польского и Гаврилово-Посадского конных заводов в состав научно-производственной системы «Тяжеловоз» при ВНИИ коневодства с целью организации планомерной племенной работы с породой, упорядочения племенного учета путем создания централизованной картотеки, контроля происхождения племенных лошадей, регулярной записи их в госплемкнигу, издания регистров записанных лошадей и периодического выпуска госплемкниг. Кроме того, в перспективе следует решить вопрос о расширении малочисленного племенного ядра породы и создании одного-двух новых конных заводов. Все это позволит устранить имеющиеся недостатки в племенной работе, повысить качество и, следовательно, конкурентоспособность лошадей владимирской породы на конном рынке страны, а в перспективе — и за рубежом.
И. Сорокина, М. Морозова, О. Милько Коневодство и конный спорт, 1990, № 3
|