ВЫВЕДЕНА НОВАЯ ЛИНИЯ
В Мстиславском и Куединском конных заводах под руководством селекционного центра ВНИИ коневодства завершена работа по выведению новой линии Свиста в русской тяжеловозной породе, предусмотренная селекционно-племенным планом. Основная задача диктовалась требованиями сельскохозяйственного производства и заключалась в получении укрупненных лошадей массивного сложения, с повышенной грузоподъемностью и достаточно выраженным желательным типом породы. Как известно, существенным недостатком русских тяжеловозов в прошлом являлся их мелкий рост (146 см и менее). Это ограничивало возможности широкого распространения породы в стране, несмотря на такие ценные качества лошадей, как отличная приспособленность к неблагоприятным условиям среды, крепкая конституция, высокая плодовитость. К семидесятым годам путем интенсивной селекции было осуществлено некоторое укрупнение (до 150 см) при сохранении желательного типа породы с его ценными особенностями. Но за последние 15 лет в связи с широким распространением русских тяжеловозов в центральной части России еще острее стал вопрос об их укрупнении, поскольку в зоне интенсивного земледелия требуется более сильная и грузоподъемная лошадь. Лошади новой линии Свиста в полной мере отвечают современным требованиям. Они отличаются желательным типом породы, правильным экстерьером и массивным сложением при крупном росте. Заводские жеребцы линии Свиста имеют промеры 154,5— 169,2—210,5—23,0; промеры жеребцов прочих линий — 151,4—162,1—199,0— 21,95. Лошади линии Свиста обладают высокой работоспособностью и в силовых видах испытаний значительно превосходят лошадей других линий. Уже на протяжении 17 лет держат они рекорды по максимальной силе тяги: в 1973 году рекорд породы установил бурый жеребец Путник, 1966 г. р., показав результат в 820 кг тягового усилия, а в 1986 году бурый жеребец Рулет, 1979 г. р., не только установил новый рекорд породы — 869,5 кг тягового усилия, но и стал абсолютным победителем года среди лошадей всех тяжеловозных пород. Лошади линии Свиста обладают крепкой конституцией и высокими приспособительными качествами. Это подтверждается их способностью хорошо «держать тело», высокими показателями плодовитости и долголетия. Своеобразный рекорд долголетия и плодовитости установила кобыла Куединского завода Реска, рыж., 1962 г. р. (Сургуч — Распашка), которая дожила до 25 лет. За 20 плодовых лет дала 20 жеребят! В настоящее время в основных конных заводах используется 11 жеребцов-производителей и 60 кобыл этой линии. Работа по выведению линии была начата в Куединском конном заводе, где родился родоначальник будущей линии — Свист, рыж., 1948 г р., получе¬ны его сыновья Сегмент, 1954 г.р., Сургуч, 1953 г. р., и Странник, 1954 г. р., а также заложены маточные семейства. В дальнейшем работа с линией широко развернулась в Мстиславском конном заводе, в котором выведены совре¬менные продолжатели линии и скон¬центрировано основное маточное пого¬ловье. Линия Свиста выведена из старой линии Капитэна. Французский арден 200 Капитэн (Тальма — Нита), рыж., 1924 г р., был чрезвычайно далек по типу от русского тяжеловоза. Такие его качества, как грубая, сырая конституция, негармоничное сложение, перестроенность, фризистость, были осо¬бенно нежелательны для русской тяже¬ловозной породы. Единственным его преимуществом был крупный рост (промеры 156—208—26). Капитэн довольно стойко передавал свои экстерьерные, а также другие особенности потомству. Грубость и сырость конституции, дисгармоничность сложения этих лошадей долгое время препятствовали широкому распространению линии, несмотря на потребность в крупной лошади. Перед селекционерами стояла серь¬езная и сложная задача: получить качественно новый тип лошади, устранить имеющиеся недостатки, сохранить крупность и массивность, придать по¬томкам Капитэна характерный тип и все ценные качества русского тяжеловоза. Только в результате компенсации недостатков типа и экстерьера за счет использования наиболее типичных и породных представителей других линий в линии Капитэна были получены лошади, удовлетворяющие необходимым требованиям.
Генеалогический анализ показал по¬ложительную сочетаемость линии Капитэна с линиями Рубикона и Ларчика как носителями ярко выраженной породности, типичности, сухости конституции. Одновременно был выявлен некоторый антагонизм с линией Караула — Лазутчика, представителям которой в прошлом была присуща наряду с крупностью и некоторая грубость сложения. На первом этапе работы были широ¬ко использованы корректирующие подборы за счет представителей линии Рубикона и Ларчика, генетическое влияние которых постоянно усиливалось инбридингами на этих «корректировщиков». Благодаря таким приемам селекции были достигнуты желаемые результаты: получены достаточно типичные, гармонично сложенные и вместе с тем крупные лошади, которые обладали к тому же и высокой работоспособностью. Этот новый тип лошади был в наибольшей мере присущ внуку Капитэна — родоначальнику новой линии — Свисту и его потомкам, лучшими из которых являлись сыновья Свиста, продолжатели линии жеребцы Странник (151—164—200—22,5) от Нагорной и Сегмент (152—162—200—23) от Глории.
Структура родословной Странника иллюстрирует вышеописанные методы селекции. Отец Странника, родоначальник линии жеребец Свист, был получен от типичной кобылы линии Рубикона, несущей в своей родословной комплекс Рубикон X Лиман (сын Ларчика). Мать Странника имела аналогичное происхождение. Таким образом, в его родословной был дважды повторен генеалогический комплекс Рубикон X Лиман и умеренным инбридингом усилено генетическое влияние этих родоначальников. Близок по характеру родословной и по типу телосложения к Страннику его полубрат — Сегмент. Мать Сегмента — Глория получена также при кроссе линий Ларчика и Рубикона. Сегмент использовался в Мстиславском конном заводе, где от него была получена группа заводских маток и два заводских жеребца — Путник, бур., 1966 г. р. (150—165—214—22), от 1508 Прелю¬дии, рыж., 1956 г. р., и его родной брат Прибой, т.-рыж., 1970 г р. (153—163— 220—22), основной продолжатель ли¬нии. В родословной матери этих жеребцов представлен кросс Поденщика и Ларчика (IV— IV). Таким образом, в родословной Путника и Прибоя трижды повторены клички Рубикона, Ларчика и его сына Лимана и имеется инбридинг на Ларчика (V, V— IV) и Лимана (IV— III.V).
В результате применения описанных селекционных приемов был создан массив лошадей желательного типа с консолидированным происхождением. Это позволило на втором этапе развития линии перейти к более широ¬кому использованию кроссов с другими линиями и в том числе с лидирующей линией Караула — Лазутчика, представляющей укрупненный тип русского тяжеловоза. Сочетание двух крупнорослых линий и даже только появление в родословных имени Лазутчика вызывает, как правило, увеличение крупности лошадей: в линии Свиста появились такие лошади, как Пресс, 1977 г. p. (155 см), Конус, 1982 г. р. (157 см), Рулет, 1979 г р. (155 см), и, наконец, сверхкрупный Пушок, 1983 г. р. (162 см). В родословных матерей этих жеребцов кличка Лазутчика повторена два раза. Из современных молодых производителей линии наибольший интерес для ее дальнейшего развития представляют лучшие сыновья Прибоя — Рулет, бур. 1979 г. р. (155—177—217—24), и Конус, рыж., 1982 г. р. (157—173— 215—23). Оба жеребца выделяются крупным ростом, массивным сложением и хорошо выраженным типом породы. К линии Свиста помимо выдающихся жеребцов принадлежит ряд очень ценных по индивидуальным и племенным качествам кобыл, от которых выведены маточные семейства. Наиболее многочисленные и оформленные семейства созданы в Куединском конном заводе, где работа с линией развернулась раньше, чем в Мстиславском. Это семейства Репки и Лозы, которые приобрели межзаводское значение и дали породе заводских жеребцов-производителей. В перспективе работы с новой линией Свиста планируется консолидация типа сильной, массивной и крупной лошади с высотой в холке от 153 до 157 см на основе повторения оптимальных генеалогических комплексов и усиления генетического влияния наиболее ценных предков.
Учитывая высокую ценность таких качеств, как крупность и массивность, при хорошей выраженности типа породы, выдающуюся силу и выносливость лошадей линии Свиста, а также повышенный спрос на них со стороны массового коневодства, целесообразно организовать расширенное воспроизводство потомков Свиста во всех конных заводах.
О. Милько Коневодство и конный спорт, 1990, № 12
|